Главные вопросы экономики собственность. Основные вопросы экономики

Вопрос №1. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Проблема ограниченности ресурсов в современной экономике.

экономический деньги ликвидность эффективность

Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого - либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск».

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ - это проблема, решающая кому достанутся произведённые блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Первая проблема - «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

Вторая проблема - "Как производить?", определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества.

Третья проблема - "Для кого производить? ", разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.

Вопросы: "Что? Как? Для кого производить?" не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: "Что? Как? Для кого производить?" в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

Урок 1. Тема: Основы экономических знаний.
Зачем нужно изучать экономику? Ресурсы. Главные вопросы экономики.

2. Повторение основных понятий.
Экономика -
- наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;
- само хозяйство, т. е. совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей.
Цель экономики – обеспечение потребностей людей (экономические продукты и услуги), поддержание и продолжение жизни людей.
Потребности человека: Физиологические; В защищенности и безопасности; Социальные; В уважении и признании; В самовыражении.

3. Главные вопросы экономики . «Что? Как? Для кого?»
1.Что производить? - то, что нужно покупателю, доступно по цене, выгодно производителю.
"Сигналом для производителей - что производить - является цена, предопределяемая Спросом и Предложением".
2. Как производить? - так, как позволяет Конкуренция.
"Способ использования ресурсов - как производить - определяется возможностями Экономической системы".
3. Для кого производить? - для того, кто имеет деньги:
сам способен производить или получает помощь из-за ограниченной трудоспособности.
"Распределение товаров - для кого производить - осуществляется Рынком на основании единственного критерия - наличия денег на покупку".
Вывод : Для получения правильных ответов на Главные Вопросы Экономики необходимо знать возможности Экономической системы, состояние Рынка, факторы формирования Спроса и Предложения.
Для решения трех главных вопросов экономики в обществе формируются экономические системы, перед которыми стоят две основные задачи:
- как рационально использовать ограниченные ресурсы для наилучшего удовлетворения материальных потребностей в обществе, т.е.какие товары и услуги необходимо создать и в каком количестве;
- кто их будет производить, и как он будет распределяться между людьми.
В процессе решения этих задач возникает сложная система отношении между участниками экономической деятельности. Они делают выбор, принимают решения, обеспечивают производство необходимыми факторами, получают доходы, финансируют экономику и т.д.
Ресурсы - это всё то, что может быть использовано.
Ресурсы подразделяются на:
- экономические (функционирующие);
- потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);
Экономические ресурсы включают:
- природные ресурсы;
- трудовые (население в трудоспособном возрасте);
- материальные (все созданные человеком средства производства,
являющиеся результатом производства);
- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);
- информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта).
Средства производства - это средства труда и предметы труда.
Средства труда - это то, с помощью чего производят.
Предметы труда - это то, из чего производят.
Инфраструктура - это экономические объекты, обеспечивающие нормальное функционирование производства и потребления (транспорт, связь, дороги, порты, склады...).
Экономические системы - это способы использования ресурсов для производства товаров (работ, услуг) и их распределения.
Рыночная экономическая система - это способы использования ресурсов для производства и распределения продукции, основанные на взаимодействии спроса и предложения при обязательной конкуренции.
Смешанная экономическая система - это способы использования ресурсов для производства и распределения продукции, основанные на совмещении рыночных способов и государственного индикативного (рекомендательного, не принудительного) планирования.
Командная система - принудительное руководство экономикой на основе директивного планирования, т.е. разработки обязательных для исполнения плановых заданий по производству и распределению всей продукции в масштабе страны.
Основные вопросы экономической системы: «Что?», «Как?», «Для кого?»
Для того чтобы решить главную проблему экономики - распределение ограниченных ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на эти три вопроса.
Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

4.Закрепление материала.
- что собой представляет экономическая система вообще и рыночная система в частности;
- что лежит в основе различий между системами;
- как они решают три основные вопросы общества;
- что такое экономическая деятельность человека;
- какую роль играет собственность в экономике;
- место каждого участника экономической деятельности;
- основные организационно – правовые формы бизнеса;
- роль домашнего хозяйства в рыночной экономике.

На данном уроке мы выясним, какие главные вопросы в экономике, для чего она существует и каким образом пытается ответить на эти главные вопросы. Также мы поговорим об экономической эффективности и экономическом выборе. Постараемся показать, каким образом экономика входит в жизнь каждого человека.

Тема: Экономика

Урок: Главные вопросы экономики

На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены, и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой - использовать потом, какие блага производить и т. д. Соответственно, в экономике возникают три основных вопроса , на которые она должна отвечать: «что производить?» , «как производить?» и «для кого производить?» . Ответ на эти три вопроса - это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте поговорим о каждом из них отдельно.

Рис. 1. Основные вопросы экономики ()

Итак, первый вопрос - «какие товары производить?». Понятно, что человек - это существо, которое, живя в социальной среде, во многом обслуживает себя сам. Первобытные люди, разумеется, обслуживали себя самостоятельно. Так, первобытный охотник изготавливал нужные ему для охоты предметы: копьё, лук и другие необходимые ему вещи. И в наше время каждый из нас какие-то вещи может сделать для себя самостоятельно, а может получить эти вещи другим путём. Вам могут что-то подарить, что-то может быть передано вам по наследству, а что-то вы можете приобрести на рынке. Таким образом, вы создаёте свой быт таким, каким вы хотите его видеть. Вы можете стать абсолютно удовлетворённым человеком, все ваши потребности и желания могут быть реализованы, но общество так жить, увы, не может по причине ограниченности наших ресурсов.

Именно поэтому все производители (ими могут выступать государство, частные фирмы, даже частные лица) находятся в ситуации постоянного выбора, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что именно будет востребовано в ближайшем будущем. С течением времени спрос на те или иные товары меняется. Век или два назад какие-то вещи были совершенно необходимы, а сейчас необходимость в них отпала, помимо всего прочего они стали архаикой. Примером такой вещи могут служить лапти.

Находясь в ситуации выбора, производители стремятся получить не только сиюминутную выгоду, но и заложить основы для своего будущего производства. Они стремятся в будущем увеличить свои прибыли, предугадывая потребности общества, которые могут возникнуть.

Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может отказаться от пищи или от одежды. Но суть экономики заключается в наличии конкуренции, в противостоянии между различными производителями, для того чтобы у потребителя была возможность выбрать, купить подешевле или купить подороже. Кстати, следует пояснить, почему вещи вообще бывают дешевле или дороже. Это происходит потому, что производитель всегда решает вопрос, как ему производить товары.

Рис. 3. Суть экономики - конкуренция между производителями ()

Итак, мы подошли ко второму вопросу - «как производить товары и услуги?» . Всегда существуют самые разные способы и возможности произвести один и тот же товар либо услугу. От того, каким будет конечный продукт, зависит способ его изготовления, решения, которые производители принимают в ходе изготовления товара. Так или иначе, любой производитель заботится о том, чтобы его решения были наиболее эффективными. А под экономической эффективностью понимают произведение данного объёма готового продукта при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Уяснив это соотношение, мы можем понять, почему тот или иной товар имеет такую цену. Производитель всегда стремится удешевить своё производство, но при этом ни в коем случае не хочет уменьшать свои прибыли. Это лежит в основе любого производства, на этом балансе и существует экономика производства.

Однако существует ещё и третий вопрос, который мы сегодня обозначили - «для кого производить товары и услуги?» . Понятно, что у всех у нас желания разные, разные у нас и возможности. Производя какой-либо товар, производитель стремится угодить интересам широких масс населения. Но сделать это с помощью какой-то одной услуги или товара попросту невозможно. Именно поэтому каждый из производителей стремится либо узкоспециализироваться, либо выпускать широкий ассортимент товаров и услуг для различных социальных слоёв. Не имеет значения, физический это продукт либо же услуга, которая не имеет физического выражения, ведь она тоже имеет стоимость и приносит прибыль производителю.

Итак, для получения правильных ответов на главные вопросы экономики необходимо знать возможности экономической системы, состояние рынка, факторы формирования спроса и предложения.

Как видим, три основных экономических вопроса ставят человеческое общество в состояние выбора. Так или иначе, нам приходится выбирать, где производить, как производить, что производить, для кого производить. Вопрос этот всякий раз мучителен, потому что какое-то время производство одних вещей и услуг может быть выгодным, но далее оно перестаёт быть таковым. Следует понимать, что практически каждый день производители находятся в подвешенном состоянии, ведь очень сложно определить точные приоритеты человека. Существует вероятность, что наши взгляды на жизнь изменятся и необходимость в каком-то предмете или услуге исчезнет. Можно привести массу примеров в истории человечества, когда некие важные и интересные вещи, которыми человек пользовался, в конечном итоге сходили на нет. Такова жизнь, такова экономика.

Задумайтесь, почему качество произведённых товаров разное. Одна и та же вещь на рынке может иметь совершенно разную стоимость в зависимости от её качества. Для примера возьмём ручки. Это обычный повседневный предмет, хорошо вам знакомый. Но даже он может стоить совершенно по-разному. Можно купить простую и недорогую шариковую ручку, которую вы будете использовать каждый день, а можно купить очень дорогую подарочную ручку, для особых случаев. Но, тем не менее, это всё та же ручка, письменный прибор.

Рис. 4. Простая или подарочная, - ручка всего лишь письменный прибор ()

Так откуда же возникает такая разница в цене? Дело в человеческих интересах и желаниях. Производитель изначально ориентируется на специфического покупателя. Вкусы людей разнообразны: кто-то имеет больше тяги к роскоши и желания окружать себя дорогими предметами, другим же людям достаточно иметь под рукой простые и многофункциональные предметы. С точки зрения производителя, именно человек с тягой к роскоши, необычным вещам, является покупателем, который готов заплатить большую сумму за тот же самый товар. На него и ориентированы самые дорогие предметы и услуги. Например, часы могут быть просты в дизайне, а могут стать сложной элитной вещью, которая имеет массу дополнительных функций и указывает на высокий социальный статус её владельца. Необходимость в них весьма условно, но сам обладатель таких часов гордится тем, что они у него есть.

Рис. 5. Дорогие часы - скорее роскошь, чем необходимость, но владелец гордится их обладанием ()

Все мы окружаем себя вещами и предметами, которые нам необходимы. Именно так мы выстраиваем собственную жизнь. Вот так экономика входит в жизнь каждого человека.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Сайт для профессиональных трейдеров ().

Домашнее задание

1. Объясните, что такое экономическая эффективность.

2. Охарактеризуйте три основных экономических вопроса.

3. * Представьте, что по наследству вам передали право на владение сетью фабрик по производству кондитерских изделий. Ответьте, на главные экономические вопросы: что именно вы будете производить, как и для кого.

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:

  1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
  2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
  3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на первый вопрос, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая, «как производить», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «что производить?». Например, любимый в России продукт питания - картофель - можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения - с другой.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей. Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объемов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объем каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Проблема, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производится из металла, ресурсы которого всегда, в любой момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть - на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдет большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта - задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?» - люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

  • право сильного - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;
  • принцип уравнительности - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;
  • принцип очереди - благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения - благо достается тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы:

    Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.

    Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).

    Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.

    Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:

    Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).

    Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).

    Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические системы различаются по:

    Способу решения главных экономических вопросов.

    По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.

С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:

    Традиционная система.

Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).

Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.

    Административно-командная система.

В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.

Характерные черты:

    Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.

    Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.

    Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.

    Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.

    Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

    Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.

Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.

    Рыночная система.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.

Вопрос «что производить?» решает потребитель.

Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.

Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.

Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.

Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.

    Смешанная система.

Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?

В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.

Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.

Модели организации хозяйства:

Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.



error: Контент защищен !!