Моя будущая профессия химик технолог. Как воду делают безопасной

Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.

Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.

  1. Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
  2. Математическая - занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
  3. Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
  4. Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
  5. Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.

Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.

Теория и практика

Однако химия — это не только чистая наука. Её ценность для человечества состоит в том, что без неё невозможно представить ни одной современной технологии. Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций. Исключение составляют лишь деревянные предметы, но и то если они не покрыты какой-нибудь краской.

Скажем, изготовлением лекарств занимается фармация, а также фармацевтика, которая разрабатывает не только лекарства, но и промышленные технологии их выпуска, способы дозировки, упаковки и распространения. Вся лекарственная отрасль построена на химических исследованиях и технологиях.

То же можно сказать о пищевом производстве, нефтепереработке, производстве чугуна и стали, бумаги, текстиля, лаков и красок, пластиков, цемента… Список может оказаться бесконечным.

Таким образом, специалистов по химии можно разделить на теоретиков и практиков. Теоретики развивают науку химию, изобретают новые материалы, а практики внедряют новые производственные технологии, следят за их соблюдением.

На производстве химик может выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик). Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии. Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр.). Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.

Рабочее место

Химики работают в отраслевых научно-исследовательских институтах (нефтяных, пищевых, медицинских и пр.).

А также в химико-технологических отделах заводов и фабрик: на химических предприятиях (выпускают удобрения, пластмассы, синтетические волокна и пр.), на предприятиях пищевой, парфюмерной, целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительных, металлургических комбинатах и пр.

Кроме того, химик может заниматься преподаванием в школе, вузе, или колледже.

Оплата труда

Зарплата на 07.08.2019

Россия 18500—65000 ₽

Москва 30000—55000 ₽

Важные качества

Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии - технологию получения металла из руды.

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

Специальности:

  • «химическая технология органических веществ»;
  • «химическая технология неорганических веществ»;
  • «переработка нефти и газа»;
  • «коксохимическое производство»;
  • «электрохимическое производство»;
  • «биохимическое производство»;
  • «технология разделения изотопов»;
  • «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
  • «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
  • «аналитический контроль качества химических соединений» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

Рабочие профессии:

  • «лаборант-аналитик»;
  • «лаборант-эколог»;
  • «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
  • «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
  • «аппаратчик-оператор экологических установок»;
  • «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.

Преобразование веществ, их воздействие друг на друга, много различных формул и пробирок с веществами - вот первые ассоциации, которые возникают у большинства людей при слове химия. А вот чем же на самом деле занимаются профессионалы в данной области?

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Химия, как одна из наук естествознания, призвана помогать человечеству познавать окружающий мир. Вещества, их строение, свойства, превращения в результате химических реакций, законы, которые действуют при этом - все это, а также многое другое изучает наука химия.

Сейчас трудно себе представить хотя бы одну отрасль промышленности, которая может обойтись без ученых-химиков. А развитие этой науки начиналось около 5 тысяч лет с изучения металлов и их сплавов в Египте и Междуречье. До этого, еще на заре развития человечества, в борьбе за выживание, тоже проводились первые химические опыты, например, горение и кипячение.

Под влиянием веяний Ближнего Востока в Средневековье развивалась так называемая алхимия. Все связанное с изучением данной области приравнивалось к магии и колдовству и жестоко преследовалось инквизицией. Появление химиков, как ученых исследующих природу с научной точки зрения, датируется семнадцатым веком. С тех пор человечество обязано этим исследованиям практически всем, что нас окружает в быту и на рабочем месте.

Описание

В химии, как науке, выделяется множество разделов: агрохимия, биохимия, физическая химия, фотохимия, нанохимия и др. В зависимости от этого можно выделить основные направления работы химика:

  • исследование вещества, его свойств, соединений в ходе проведения экспериментов (химический синтез, анализ), физико-химического анализа, обработка их результатов;
  • разработка и создание материалов и продуктов, которые будут обладать новыми химическими качествами, свойствами и строением;
  • химическая экспертиза качества веществ и их использование в народном хозяйстве;
  • разработка и исследование новых лекарственных препаратов и биологически активных веществ;
  • технологический контроль за химическими процессами в серийном производстве и изготовлением сырья, материалов и веществ в промышленных масштабах;
  • исследования в области защиты окружающей среды, качественный контроль отходов и выбросов, их хранения и утилизации.

Также химики могут выбрать преподавательскую деятельность.

На каких специальностях учиться

В зависимости от квалификации, образование по профессии химик можно получить как начальное профессиональное, так и высшее.

Высшее образование:

  • с академическим направлением - специальности, которые будут заниматься развитием химии, как науки, изобретение новых материалов, технологий;
  • с направлением на производственные технологии - специальности, которые призваны научить внедрять новые разработки в серийное производство и контролировать соблюдение технологии.

Основные направления подготовки и специальности: «Биотехнология», «Химическая технология», «Фундаментальная и прикладная химия», «Педагогическое образование по профилю: химия» и др.

Среднее профессиональное образование базовое или углубленное, которое позволит работать на производстве с использованием химических процессов, предоставляют в техникумах и колледжах.

Где учиться

Во многих регионах России в высших учебных заведениях есть возможность освоить данную профессию. Всего более 80 ВУЗов, среди них:

  • Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова;
  • Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева;
  • Московский государственный областной университет (биолого-химический факультет);
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт (факультет химии веществ и материалов, факультет химической и биотехнологии);

Фармацевтические, педагогические университеты также обучают данной специальности.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

В большинстве случаев работать химикам приходится в лабораториях. Это могут быть научно-исследовательский институт, металлургический завод, фармацевтический завод, предприятие химической или пищевой промышленности, горно-обогатительный комбинат и т.д. Очень важно в работе химика изучить и соблюдать технику работы в лаборатории с оборудованием и всевозможными веществами и реактивами. Так как в результате проведенных опытов образуются новые соединения с неизученными свойствами, техника безопасности превыше всего.

Химики инженерных специальностей также работают непосредственно на производственных участках и следят за соблюдением технологии производства, контролируют качество сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отвечают за брак, выявляют и устраняют его причины. Поскольку нередко приходится работать с опасными веществами, основным правилом на рабочем месте химика является соблюдение правил безопасности, в т.ч. использование индивидуальных средств защиты.

Кому подходит

Профессия химика связана с необходимостью принимать и перерабатывать большое количество информации, поэтому можно сказать, что это профессия в большей степени умственного труда, хотя не исключены и физические нагрузки. Человек, который выбрал своей специализацией химию, должен в первую очередь стремиться узнать мир «изнутри». Для этого нужно быть усидчивым, терпеливым, внимательным и аккуратным, поскольку придется работать с веществами в очень малых количествах, нередко опасными. Иметь аналитический склад ума и обладать хорошей памятью на символы и знаки, чтобы проанализировать, правильно истолковать и отобразить результаты проведенных опытов. Не менее важными можно назвать такие качества, как развитое обоняние и способность различать цвета и их оттенки. Кроме того, нужно быть ответственным и осознавать, что от работы химика зависит не только его жизнь и здоровье, но и окружающих.

Востребованность

Данная профессия относится к редким и входит в первую десятку самых востребованных, поскольку желающих обучаться по этому направлению не так много. Это объясняется следующим: профессия сложная и специфичная, не относится к категории популярных и модных.

А так как химическая, фармацевтическая, парфюмерная промышленности не стоят на месте, грамотные специалисты в этой отрасли требуются всегда, поэтому проблем с трудоустройством по специальности в данной отрасли нет.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработная плата зависит от многих факторов: региона, перспективности отрасли, квалификации, условий труда и т.д. В среднем химик получает в России от 20 до 60 тысяч рублей. Хотя динамично развивающиеся, постоянно получающие инвестиции отрасли, например нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, предлагают специалистам-химикам более высокую заработную плату. Следует также заметить, что работа химика практически всегда связана с вредными условиями труда, что компенсируется дополнительными отпусками, более ранним выходом на пенсию и другими льготами.

Легко ли устроиться на работу

Химическая промышленность занимает в экономике страны около 10% и доля ее постоянно растет. Разрабатываются и внедряются новые технологии по производству синтетических материалов, удобрений, постоянно проводятся исследования нанотехнологий, ученые всего мира заняты поиском лекарства от неизлечимых в данное время болезней. И во всех этих разработках принимают участие химики. Специалисты этого профиля могут работать во многих сферах и отраслях, поэтому спрос на рынке труда довольно высокий. Таким образом, можно сделать вывод, что устроиться на работу по профессии химик сравнительно легко, поскольку специальность эта востребована.

Как обычно строится карьера

Необходимо понимать, что на хорошую должность берут химиков уже с опытом работы, поэтому начинать придется с самого начала - лаборант, оператор, аппаратчик. Далее при наличии интереса и стараний можно подняться до руководящих должностей инженера-технолога, заведующего лабораторией и т.п.

Научно-исследовательская деятельность ученого-химика должна увенчаться написанием кандидатской, а затем докторской диссертации.

Перспективы

В своей области ученый-химик может получить огромное количество наград, в том числе Нобелевскую премию и премию Вольфа. Если будет сделано и запатентовано новое открытие, это принесет в будущем неплохие дивиденды. Но, как и в любой другой отрасли, все будет зависеть от целеустремленности, упорства и желания добиться успеха в любимом деле.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

личная
о
рганизованность;
- внимательность
;
- ответственность
;
- аккуратность
;
- усидчивость
.
7
Вопрос: насколько
перспективно занятие химией?
Сегодня без специалистов-химиков не обойтись.
Но
где бы ни трудился химик, сама суть его работы неизменна:
он
разрабатывает новые составы с заданными свойствами, проводит подбор видов сырья и компонентов, изучает свойства полученного вещества, корректирует рецептуру с целью улучшения качества.
12
2
Цель:
собрать информацию о профессии
химик, оформить буклет
.
Задачи:
- провести опрос среди одноклассников о востребованных профессиях;
- собрать и оформить информацию о профессии химик;
- взять интервью у инженера-химика ООО «УК Водоканал - Сервис» Бурнейко Валентины Васильевны;
- оформить буклет и разместить в Интернете.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

Развитое
логическое и интуитивное мышление;
- пространственное
воображение;
- хорошая
долговременная и оперативная память;
- способность
к концентрации и распределению внимания.
6

«Химиками становятся люди, которым интересно решать нестандартные задачи, готовые экспериментировать и добиваться результата»
Знакомьтесь
инженер-химик ООО «УК Водоканал-Сервис», микрорайона ЯГУ Бурнейко Валентина Васильевна.

11
Практическое направление моей работы:
Рассказать о профессии химик ребятам в нашей школе.
16
Стихотворение химик
Пронеслась у нас молва:
Витя - химик. Ведь любые
Он мечтает вещества
Превращать одни - в другие.
Я в учебниках читал
Про пробирки, реактивы,
А из опытов узнал
Как реакции красивы!
Знают химики секрет,
Как создать еду, лекарства,
Ткани, топливо ракет,
Порошков стиральных царство!
Изучу науки я -
Стану химиком, друзья!

Спасибо за внимание.
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

«
Профессия химик –

Профессия
будущего»
Автор:
Садыгова Вусала, 11
лет,
объединение «Оазис»
Детский
Эколого-биологический центр
Руководитель:
Вилюга
Галина Геннадьевна
15
Результаты:
Достигнут конечный результат:
- собрана
информация о профессии химик
;
-
проведены интервью с инженером-химиком, опрос в моем классе;
- изготовлены буклеты:
«Оборудование для контроля состава сточных вод», «Профессия химик», Выполненные буклеты я поместила в Интернете на «
ns portal
».
5
Основные направления работы химика:
- исследование
вещества, его свойств, соединений в ходе проведения экспериментов (химический синтез, анализ), физико-химического анализа, обработка их результатов;
- разработка
и создание материалов и продуктов, которые будут обладать новыми химическими качествами, свойствами и строением;
- химическая
экспертиза качества веществ и их использование в народном хозяйстве;
- разработка
и исследование новых лекарственных препаратов и биологически активных веществ;
- технологический
контроль за химическими процессами в серийном производстве и изготовлением сырья, материалов и веществ в промышленных масштабах;
- исследования
в области защиты окружающей среды, качественный контроль отходов и выбросов, их хранения и утилизации.
-
химики могут выбрать преподавательскую деятельность.

Опрос среди одноклассников:
-
«Что вы знаете о профессии химик?»,

Назовите наиболее востребованные профессии в наше время:
10
История профессии:
Сейчас трудно себе представить хотя бы одну отрасль промышленности,
которая
может обойтись без ученых-химиков. А развитие этой науки начиналось около 5 тысяч лет с изучения металлов и их сплавов в Египте и Междуречье. До этого, еще на заре развития человечества, в борьбе за выживание, тоже проводились первые химические опыты, например, горение и кипячение.
Под влиянием веяний Ближнего Востока в Средневековье развивалась так называемая алхимия. Все связанное с изучением данной области приравнивалось к магии и колдовству и жестоко преследовалось инквизицией. Появление химиков, как ученых исследующих природу с научной точки зрения, датируется семнадцатым веком. С тех пор человечество обязано этим исследованиям практически всем, что нас окружает в быту и на рабочем месте.
4
Результаты:

В ходе работы я приняла
решение
дополнить проектный
продукт
, так как информация
предоставленная
химиком была очень важной и интересной я решила оформить второй буклет «Профессия химик
».
14
9
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИИ:

Профессии
химика
обучают
в учреждениях
высшего
профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ
ПРОФЕССИИ:

Химик - фармаколог
;
- лаборант
химического анализа,
- бактериолог
,
- учитель
химии и биологии.
План моей работы:

Найти
и изучить литературные
и
интернет источники
о
профессии химик.
- Провести
опрос в классе,
проанализировать
ответы на вопросы:
Что вы знаете о профессии химик?
Назовите наиболее востребованные профессии в наше время.
-
Сходить
на экскурсию на очистные сооружения и взять интервью у инженера-химика ООО «УК Водоканал - Сервис» Бурнейко Валентины
Васильевны.
-
Подобрать
информацию и оформить буклет «Оборудование для контроля состава сточных вод»,
-
Буклет
опубликовать на бумажном носителе и разместить в Интернете.
3
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания:
- по
математике,
- химии
,
- физике
,
- информатике
,
- черчению
,
- биологии
в
рамках
школьной
программы.
8
Вопрос:
в
чем заключается ваша работа в
ООО
«УК Водоканал-Сервис», микрорайона ЯГУ?
Очистка
сточных
вод - это комплекс
мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся в бытовых и промышленных сточных
водах.
Я веду наблюдение за биологическими изменениями, за тем как происходит процесс очистки, наблюдаю за полезными микробами. В среде, являющейся нечистотами для человека и ядом – для остальной природы, полезные микробы чувствуют себя весьма комфортно. Они потребляют отходы нашей жизнедеятельности, перерабатывая их в безвредные минеральные вещества.

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА



error: Контент защищен !!