«На Руси учились так» Экскурс в историю. Какие были школы на руси в старину Учения на руси как и

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. сайт выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.

Уроки «кормильца»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков - считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» - своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы - правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин - «кормилец» - который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету. Фото: Картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет"

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало - за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу - в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал - его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв - «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы - риторика, грамматика, землемерие - симбиоз геометрии и географии - а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы - там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы. Фото: Картина А. Морозова "Сельская бесплатная школа"

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет - на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний - интересных и необъятных.

Чему учили в Древней Руси?

Как мы уже выяснили, первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать, что именно Владимир заложил основы развития системы школьного образования в Древней Руси. Об этом говорит и тот факт, что, отправляя своих детей в школы, матери плакали над ними, как над покойниками. Даже в высшем обществе еще не знали, что такое школьное обучение, а, как мы помним, детей в первые школы набирали именно из дворянских и боярских семей. Однако, византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли.

В школе князя Владимира "Учение книжное" обучалось 300 мальчиков. Учителями являлись приглашенные византийские монахи. Алексей Тихомиров считает, что в этой школе преподавался только один предмет, а именно книжное дело, т.е. детей учили читать. Указывает он и на другие науки, изучаемые в школе, но какие именно это были науки, историк не сообщает. Не приводит он и никаких сведений по поводу учебных программ для изучения отдельных предметов. Вероятно, по мнению А. Тихомирова, учителя-монахи сами определяли, чему учить и как учить.

Польский историк Ян Длугош (1415-1480) сообщает о Киевской школе "книжного учения" "Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств, кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров". Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей до нас летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств. Таким образом, мы узнаем, что в первых школах преподавали еще и приглашенные мастера. Вероятно, это были мастера-ремесленники, хорошо знавшие свое дело. Какие именно искусства преподавали в школе Владимира, не сообщается.

Нам представляется маловероятным факт преподавания в дворцовой школе, где обучались дети дворян и бояр, т.е. высшего сословия, мастерами-ремесленниками. Подобных мастеров хватало и на Руси. Русские торговцы издревле вывозили в Византию и другие страны не только продукцию промыслов, но и изделия русских ремесленников. В древнерусских городах мастера-ремесленники брали детей горожан на обучение, но боярских и дворянских детей среди них не было. Возможно, речь идет об искусстве иконописи, которым русские мастера до принятия христианства не владели. Но иконописью, как известно, занимались тоже монахи. Отсюда резонно предположить, что учителями в школах Владимира были только монахи.

Н. Лавровский в своей работе "О древнерусских училищах" сообщает нам, что в состав дисциплин входили чтение, письмо, пение, грамматика и счисление. Ни о каких искусствах Н. Лавровский не сообщает. Приводимый им перечень предметов вполне соответствовал социальному составу учеников и цели организации первой школы в Киеве. Главной целью этой школы являлось обучение грамотности детей высших слове населения и подготовки их для государственной службы, а также укрепление и распространение христианства. Понятно, что на государственной службе различные искусства не нужны. А вот пение было необходимо, поскольку с момента принятия христианства представители высших кругов в Киеве систематически присутствовали на церковных службах. По аналогии с византийскими и западными школами времен Карла Великого Н. Лавровский называет первые школы начальными училищами и указывает на их тесную связь с Церковью. Однако подобного названия применительно к первой школе в Киеве более нигде не встречается. И в древнерусских летописях, и в работах разных исследователей первые учебные заведения в Киеве называются именно школами.

С.М. Соловьев указывает на то, что училища организовывались при церквях уже во времена Владимира, но они предназначались для подготовки именно священнослужителей новой христианской церкви. Для обучения в них набирали детей горожан, а не детей бояр и дворян. Цель данных училищ, организованных изначально в Киеве, а затем и в других крупных городах, теперь уже христианских священников-подвижников новой веры для распространения христианства на все население Древней Руси. Этой целью определялся набор дисциплин и социальный состав учеников церковных училищ.

О распространении грамотности в Древней Руси посредством такой формы учебных заведений, как училища, говорит и В.О. Ключевский. Кроме того, он указывает, что в училищах обучали греческому и латинскому языкам ученые люди, "приходившие из Греции и Западной Европы". Больше никаких подробностей В.О. Ключевский не сообщает. Однако, далее читаем: "С помощью переводной письменности выработался книжный русский язык, образовалась литературная школа, развилась оригинальная литература, и русская летопись XII в. по мастерству изложения не уступает лучшим анналам тогдашнего Запада". Остается вспомнить из учебников по русской истории, кем были написаны выдающиеся произведения древнерусской литературы, кто занимался переводом иностранных книг, в особенности греческих, и, наконец, кто в Древней Руси занимался летописанием. Это были исключительно монахи. А значит, С.М. Соловьев был абсолютно прав. Очевидно, что наряду с первой школой, где готовили боярских и дворянских детей для государственной службы, практически одновременно стали организовывать и первые церковные училища для подготовки христианских священнослужителей. Можно с полной уверенностью утверждать, что это были совершенно разные учебные заведения, несмотря на то, что учителями являлись приглашенные из Византии монахи и там, и там. Вероятно, что иностранные языки, греческий и латынь, детям из высших сословий преподавали, ведь государственная служба была сопряжена и с общением с иностранными гостями и работой с иностранными документами. В связи с этим такой факт удивления не вызывает.

Академик А.Н. Сахаров акцентирует внимание на том, что в первые школы "Владимир приказал забирать детей из "нарочитых", т.е. богатых семей". Никаких подробностей об этих школах А.Н. Сахаров не сообщает. Но, развивая мысль о распространении и утверждении христианства в русских землях, о его борьбе с язычеством, он делает такой вывод: "При церквях и монастырях создавались школы, и первые русские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов". Отсюда понятно, что в школах при церквях и монастырях обучали будущих священников, призванных распространять и укреплять христианскую веру. Откуда же такое отождествление двух совершенно разных по характеру и цели обучения учебных заведения? Мы считаем, что монахи, создававшие первые русские летописи, мало понимали разницу между церковными школами и светскими. Да и понять ее было сложно. Византийский характер образования был в обоих типах учебных заведений, учителями тоже являлись византийские монахи. Первые летописи создавались русскими монахами-учениками тех самых первых церковных училищ. Понять сложный замысел властей, создававших первые школы, они, конечно, не могли. Отсюда и возникла путаница и отождествление светского и церковного образования.

Алексей Тихомиров считает, что сам термин "школа" появляется на Руси только в 1386 г., "когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания". Однако общеизвестным является факт, что школы, как учебные заведения, возникли еще в Древней Греции и назывались "скола". Эти сведения можно прочесть в любом учебнике по истории Древнего мира для 5-го класса. Учитывая, что образованность, как и христианство, пришло на Русь из Византии, греческой страны, вместе с учебным заведением пришло и его название "школа". Факт заимствования данного термина из стран Западной Европы вызывает довольно большие сомнения.

Интересно то, что неизвестным остается место организации первой школы в Киеве. Год ее основания - 988-й - указывает на то, что церквей и монастырей на Руси в то время еще не существовало. Следовательно, можно предположить, что данная школа для "нарочитых" детей была организована непосредственно при дворе самого князя Владимира, что позволяло последнему, не отрываясь от государственных дел, полностью контролировать обучение в школе. И уже спустя несколько лет, после строительства первой христианской церкви в Киеве, было организовано и церковное училище для подготовки христианских священников. Со строительством новых церквей, а затем уже и монастырей, их количество значительно увеличилось.

На дворцовый характер первой школы указывают многие исследователи. В частности С. Егоров в своей Истории педагогики в России" пишет: "Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для "нарочитой чади", т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Ее целью было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих". Более того, Егоров С. считает, что эта школа была организована при храме-резиденции митрополита и кроме боярских детей в ней "получали образование и многие знатные иностранцы: венгры, норвежцы, шведы, англичане". О каком храме идет речь в 988 году, сказать сложно. Скорее всего это был деревянный храм, построенный быстрыми темпами и расположенный рядом с резиденцией князя Владимира. А позднее был возведен уже каменный собор, и школа была перенесена туда. Что же касается обучения иностранцев в данной школе, то такой факт тоже вполне мог иметь место. В Х веке Западная Европа не отличалась высоким уровнем развития и вряд ли в этот период времени там была развита система школьного образования.

Важно отметить, что Н. Лавровский в своей монографии, основанной на огромном количестве летописных источников, утверждает, что преподаванием в киевских школах занимались только приглашенные монахи. Автор не акцентирует внимания на этом факте, но указывает, что для преподавания специально Владимиром приглашались ученые монахи из Византии. Ни о каких других учителях автор не упоминает.

Интересно отметить, что Н. Лавровский считает, что обучение проводилось не по усмотрению монахов, как считают многие исследователи, а по определенному плану, который утверждался лично Владимиром. Таким образом, разрабатывались программы обучения по каждому предмету. Это не удивительно, поскольку перед первой школой стояли вполне конкретные задачи, и пустить на самотек процесс образования власть не могла. Понятно, что эти планы обучения разрабатывались самими приглашенными монахами по образцу обучения в византийских школах. Этот вывод подтверждает и первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский, указывая также на византийский характер образования в Киевской Руси.

Ярослав Мудрый продолжил традицию своего отца по развитию образования на Руси. По мнению историков, им была основана школа при Киево-Печерском монастыре, а затем в Новгороде, Полоцке и других крупных городах. Об основании школы в Новгороде в 1030 г. нам сообщает Софийска летопись: "В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом". Отсюда мы узнаем, что для обучения были собраны дети городских старост и священников в количестве 300 человек. Летописец сообщает нам, что Ярослав воевал с племенами чуди и основал в их землях город Юрьев. Надо полагать, что в связи с этим перед школой стояли вполне конкретные задачи, а именно: распространение христианства среди языческих племен и подготовка кадров государственной службы в этих местах. Ярослав не только собирался обратить язычников в новую веру, но и распространить влияние Руси на данные территории с целью расширения границ Древнерусского государства. Если внимательно посмотреть географию основания новых школ, то мы увидим, что все они открывались в приграничных городах. Русь нуждалась не только в образованных людях, но и в грамотных государственных служащих, достойных проводниках политики Великого князя. Этими целями и обуславливался набор изучаемых предметов. Основными предметами в церковных школах были семь свободных наук, "свободных мудростей" (1 - грамматика, 2 - риторика, 3- диалектика, 4 - арифметика, 5 - музыка, 6 - геометрия, 7 - астрономия), и по технологиям. Это полностью подтверждает сведения Н. Лавровского.

Что же касается устройства первых школ, то они также были устроены по греческому образцу. Многие исследователи сообщают нам, что все ученики были разбиты на небольшие группы по 5-6 человек, в каждой из которых преподавал свой учитель-монах. По такому же принципу малых групп было организовано обучение и в школах стран Западной Европы. Западные и отечественные источники сообщают, что "такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря - 6 человек, в женских начальных школах Тиля - 4-5 учениц. Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого "Жития Сергия Радонежского", 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой "Азбуки" 1637 г. В. Бурцова.

О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В.Л. Янин предположил, что эта грамота принадлежит товарищу Онфима по школе. Соучеником Онфима был Данила, которому Онфим приготовил приветствие: "Поклон от Онфима к Даниле". Возможно, с Онфимом учился и четвертый новгородец - Матвей (грамота № 108), почерки которых очень схожи". Нет основания сомневаться в приводимых сведениях. Большие группы учеников у одного учителя появляются уже в советских школах, т.е. после 1917 года. До этого времени сведения о больших по количеству ученических классах нигде не встречаются. Да и вряд ли обучение было бы эффективным, будь у учителя большие классы.

Повсеместное распространение мужского образования привело и к появлению первых школ для женщин. В мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Надо заметить, что Анна Всеволодовна была по сути первой светской учительницей. Не удивительно, что грамотность женщины вызывала глубокое уважение в обществе. Мы уже замечали, что образование предназначалось в первую очередь именно мужчинам. Но к началу XI века необходимость и значимость образования сознавалась населением достаточно прочно. Не смотря на то, что крестьянство по-прежнему оставалось вне образования, остальная часть общества уважала образованных людей, и особенно этим уважением пользовались образованные женщины. А женщины, которые занимались еще и обучением детей, занимали особое положение в обществе. Однако такие школы были скорее исключением, чем нормой. Но тем не менее начатый Владимиром процесс образования довольно прочно укоренился на русской почве и был продолжен его потомками.

«Школы на Руси» - Что нужно для урока? Чему учили в школах? Классный руководитель Никифорова Е.В. 2011 год. XI – XV век. Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси». Как учили в школах на Руси? Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русские обычаи» - В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Среда - лакомка. В понедельник Масленицу встречали. Вопросы для разминки. Собирали лечебные растения. Как называют праздничные дни между Рождеством и Крещением? Затем разводили костры, устраивали хороводы. Крещение Господне отмечают 19 января. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Дольмен» - Цель урока: В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; К настоящему времени в Прикубанье и Причерноморье известно более 2300 дольменов. Дольме?н - в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Дольмены по форме и материалу могут быть самыми разнообразными.

«Святки» - Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Кухня Московского государства XVII в.

«Изба» - Мужской угол, или «коник» - у входа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. 6-стенная изба-связь. С XV века получают распространение печи с трубами. В матицу вкручивали кольцо для очепа. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь.

Всего в теме 39 презентаций

Уважение к просвещению и грамоте — старинная русская традиция. Слово «грамота» в переводе с греческого означает «написанное». В народе говорили: «Грамота – второй язык», «Грамота – ключ в руце (в руке)», «Не познав и не уразумев грамоту, никто не приобретет доброго имени, почета и уважения». Люди тянулись к знаниям, понимая, что «человек без грамоты, что без свечи в потемках».

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили у пророка Наума благословения на разумение:

«Пророк Наум, наставь нас на ум».

В прописях и азбуковниках 17 века была напечатана молитва: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

В дом приглашали учителя. Учитель приходил в назначенное время. Встречали его с почётом и уважением. Отец семейства обращался к учителю с просьбой научить его ребенка уму-разуму со словами:

«Батюшка Наум-наведи на ум».

Отправляя дитя в школу, мать плакала, уговаривая его хорошо учиться. Она убеждала ребенка в том, что от его отношения к учебе зависит репутация семьи. «Учись хорошо иначе худая молва о нас пойдет», — говорила мать.


В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

Запрещалось кушать на занятиях. Нельзя было открывать и держать открытой книгу без разрешения учителя. «Не ешь, а то заешь выученное», «Закрой книгу, а то все позабудешь», — говорил учитель.

Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица

«Азбуку учат – на всю избу кричат».

Один зубрил буквы, второй складывал из букв слова (перешел к «складам»), третий читал слова вслух, четвертый учил прочитанный текст… Старшие учили псалмы и молитвы. Стоял невероятный шум. Оценки не ставились. Выучил – молодец, не выучил – оставайся без обеда и получай розгой. После занятий наводили порядок в школе и расходились по домам.

Это интересно

В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать - одаривала собственноручно вышитым полотенцем.

Это нужно знать

В старину каждая буква имела название из целого слова: «аз», «буки», «веди», «глаголь», добро, есть… Сначала ученик запоминал названия букв. Затем шло изучение простых слогов: би, бе, бу, ба. После простых слогов запоминали сложные: гра, бра, бри, вра, бру… Перед складыванием слогов произносили названия букв: буки – аз – «ба», слово – аз – «са»… И вот теперь приступали к чтению слов, позже к чтению связных текстов из Евангелия. В «Азбуке» давались сведения по грамматике: состав слов, ударные и безударные слоги, спряжение глаголов…

В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.
Хочешь познать истину – начинай с азбуки.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
С умом торговать, без ума горевать.

Существуют даже загадки о школьных принадлежностях того времени:

Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)

На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.
(Перо)

По черной земле белый заяц пробег.
(Мел)

Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Русский народ не только умел работать, но и стремился к знаниям. Наши предки твердо верили в то, что мир освещается солнцем, а человек – знанием. Обучение грамоте означало познание истины. Как правильно об этом говорит еще одна старая пословица: «Видит око далеко, а ум еще дальше».

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.


«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского
© Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век


Реконструкция старинных счетов и азбуки
© Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.


Стоглав (Титульный лист)
© Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.



© Фото: lori.ru

XVII век


Дореволюционный учебник геометрии.
© Фото: lori.ru

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.


Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области.
© Фото: lori.ru

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

В России каждый новый век приносит свои изменения, а иной раз все меняет новый правитель. Так получилось с царем-реформатором Петром I. Благодаря ему в России появились новые подходы к образованию.

XVIII век, 1-я половина

Образование стало более светским: богословие теперь преподавалось только в епархиальных школах и только для детей духовенства, причем для них обучение чтению и письму было обязательным. Тем, кто отказывался, грозила военная служба, что в условиях почти непрекращающихся войн было опасно для жизни. Так на Руси сформировалось новое сословие.

В 1701 году по указу Петра I, который желал подготовить собственных специалистов для армии и флота (тогда на этих местах работали исключительно иностранцы), в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук или, как ее еще называли, Школа пушкарского приказа. В ней было 2 отделения: нижняя школа (младшие классы), где обучали письму и арифметике, и верхняя школа (старшие классы), для обучения языкам и инженерным наукам.

Существовало также подготовительное отделение, или цифирная школа, где учили читать и считать. Последняя так понравилась Петру, что он повелел по ее образу и подобию создать такие школы и в других городах. Первую школу открыли в Воронеже. Интересно, что там учили и взрослых – как правило, военных нижних чинов.


Дети в церковной школе
© Фото: lori.ru

В цифирных школах учились грамоте и счету дети духовенства, а также дети солдат, пушкарей, дворян, то есть почти всех, кто демонстрировал тягу к знаниям. В 1732 году при полках были основаны гарнизонные школы для солдатских отпрысков. В них, кроме чтения и арифметики, преподавались основы военного дела, а учителями были офицеры.

У Петра I была благая цель – широкомасштабное всеобщее начальное образование, но, как бывало не раз в истории, народ принуждали к этому с помощью розог и устрашений. Подданные начали роптать, выступать против обязательного для некоторых сословий посещения школ. Все закончилось тем, что Адмиралтейство (которое ведало цифирными школами) само попыталось от них избавиться, но Святейший Синод (высший орган управления Русской церковью, который влиял на жизнь страны) не согласился взять их под свое крыло, отметив, что духовное и светское образование не должны совмещаться. Тогда цифирные школы были соединены с гарнизонными. Это имело большое значение для истории образования. Именно гарнизонные школы отличались высоким уровнем подготовки, и оттуда впоследствии вышло много прекрасно обученных людей, которые вплоть до эпохи правления Екатерины II служили опорой русскому просвещению, работая преподавателями.



Пажеский корпус на Садовой улице в Санкт-Петербурге
© Фото: lori.ru

XVIII век, 2-я половина

Если раньше в одной школе могли учиться дети из разных сословий, то позже начали формироваться сословные школы. Первой ласточкой стал Сухопутный Шляхтецкий корпус или, говоря современным языком, школа для дворянских детей. По этому принципу позже были созданы Пажеский корпус, а также Морской и Артиллерийский.

Дворяне отправляли туда совсем маленьких детей, которые по окончании получали специальность и офицерское звание. Для всех остальных сословий начали повсеместно открываться народные училища. В крупных городах это были так называемые главные училища, с четырьмя классами образования, в мелких – малые, с двумя классами.

Впервые в России было введено предметное преподавание, появились учебные планы, разрабатывалась методическая литература. Занятия стали начинаться и заканчиваться в одно время по всей стране. Каждое сословие обучалось по-разному, но обучаться могли практически все, даже дети крепостных, хотя, конечно, им было тяжелее всего: зачастую их обучение зависело от прихоти помещика или от того, захочет ли тот содержать школу и платить зарплату учителю.

К концу века по всей России было более 550 учебных заведений и более 70 000 учеников.


Урок английского языка
© Фото: lori.ru

XIX век

Это было время большого прорыва, хотя, конечно, мы все еще проигрывали Европе и США. Активно действовала общеобразовательная школа (народные училища), для дворян действовали общеобразовательные гимназии. Открыты они были поначалу только в трех самых крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Специализированное образование для детей было представлено солдатскими школами, кадетскими и шляхтецкими (дворянскими) корпусами и множеством духовных училищ.

В 1802 году впервые было учреждено Министерство народного образования. В следующем году оно разработало новые принципы: в частности, было особо выделено, что низшие ступени образования с этого момента будут бесплатными и принимать туда будут представителей любого сословия.


Учебник русской истории Ф. Новицкого, переиздание 1904 года
© Фото: lori.ru

Малые народные училища были заменены одноклассными приходскими школами (для детей крестьян), в каждом городе обязали построить и содержать трехклассное уездное училище (для купцов, ремесленников и других городских обывателей), а главные народные училища были преобразованы в гимназии (для дворян). В последние заведения имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания. Благодаря этим преобразованиям сеть учебных учреждений была значительно расширена.

Детей низших сословий обучали четырем правилами арифметики, чтению и письму, а также закону Божию. Детей из средних сословий (мещан и купцов) в дополнение к этому – геометрии, географии, истории. В гимназиях готовили к поступлению в университеты, которых в России было уже шесть (немалое количество для того времени). Девочек по-прежнему крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили на дому.

После отмены крепостного права (1861 г.) ввелось доступное всесословное образование. Появились земские, церковно-приходские и воскресные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. Причем в последние принимали детей из любых сословий, родители которых могли накопить на обучение. Плата была относительно невысокой, что подтверждает большое количество реальных гимназий.

Активно начали открываться женские училища, которые были доступны только для детей из числа горожан среднего достатка. Женские училища были с трех- и шестилетним образованием. Появились женские гимназии.


Церковно-приходская школа, 1913 год

XX век

В 1908 году был принят закон о всеобщем образовании. Начальное образование стало развиваться особенно быстрыми темпами – государство активно финансировало новые учебные заведения. Было узаконено бесплатное (по не всеобщее) образование, что сыграло огромную роль в развитии страны. В европейской части России практически все мальчики и половина девочек учились в начальных школах, на другой территории ситуация было похуже, но почти половина городских детей и почти треть крестьянских тоже имели начальное образование.

Конечно, на фоне других европейских государств это были несоизмеримые цифры, ведь к тому времени в развитых странах уже по несколько веков действовал закон о всеобщем начальном образовании.

Образование стало всеобщим и вседоступным в нашей стране только после принятия советской власти.



error: Контент защищен !!