Свято успенский яхромский мужской монастырь. Космина обитель: история храмового комплекса и шансы на выживание

"Молитвенно просим вас, братия и сестры,
оказать посильную финансовую или материальную помощь
в восстановлении поруганной некогда святыни
- Свято-Успенского Космина мужского монастыря ".

Настоятель игумен Серафим с братией

Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. Древняя монашеская обитель малочисленна и малоизвестна: от Золотого туристического Кольца осталась в стороне и в популярные паломнические путеводители не попала.

Хотя здесь есть что посмотреть и чему поклониться. Живописнейший природный уголок на берегу реки Яхрень, согласно житийной литературе, был в разные века местом жительства двух почитаемых в православии святых: преподобного Космы Яхренского (конец XIV века) - основателя монастыря, и чудотворца Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского (XVII - начало XVIII века). При участии этих божьих угодников на монастырской земле были возведены красивейшие православные храмы.

В тяжелые для церкви советские времена монастырь был закрыт, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни разрушены и поруганы.

"В Никольском храме устроили госбанк, сберкассу, отделение милиции, КПЗ. В Спасском - райисполком. В Успенском - склад. Монастырская трапезная превратилась в кабак. Колокола с колокольни были сброшены и разбиты", - описывает те темные дни в своем письме-обращении к православному миру нынешний настоятель Свято-Успенского монастыря, отец Серафим.

После возвращения в 1992 году монастырских земель и храмов РПЦ началось постепенное восстановление и реконструкция уникальных исторических памятников зодчества и культуры.

Путешествие в Небылое

Лай собак, узенькие улицы, покосившиеся заборы, неказистые домики, хмурые лица. Трудятся небыловцы в СПК "Небыловский" (другой возможности для заработка просто нет), в центре светской жизни - пивной ларек и сельский клуб.

Из именитых земляков - Георгий Вицин. По местному преданию, после Отечественной войны с Наполеоном в Небылом появился пленный солдат. Национальности он был неясной - то ли поляк, то ли француз. Звали его вроде бы Вицен, а может Винсент. Чужестранец женился на небыловской красавице. Спустя положенное время у него родились два сына - Егор и Иван. Потом и у Егора появились два сына - Кузьма и Михаил. Михаил Егорович Вицин как раз и есть родитель артиста Георгия Вицина. Насколько достоверна легенда - местные краеведы спорят до сих пор.

А то, что у села Небылово весьма солидный возраст, - это факт научно подтвержденный.

Первое официальное упоминание Небылова в сохранившихся исторических документах относится к концу ХIV века и прочно связано с именем великого московского князья Ивана Васильевича.

«Между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа "его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку», - по памяти цитирует летопись ведущий научный сотрудник музеев Московского Кремля Галина Щенникова.

В благообразной пожилой селянке, спешащей на праздничную службу в храм, довольно сложно угадать столичного музейного работника.

С Галиной Щенниковой мы еще накануне договорились встретиться в Свято-Успенском Космином мужском монастыре.

Ее готовность ради интервью поехать почти за 200 километров вначале показалось странной. (Галине предлагали выбрать время и место для встречи в Москве - отказалась). Как выяснилось, приехать в монастырь сама рада: небыловская глушь - ее родина, а с игуменом Серафимом связывает давняя дружба.

"Батюшка Серафим звал, вся братия монастырская долго готовилась к сегодняшней службе. По традиции на престольный праздник иконы святой Богородицы Яхромской в монастырь прибудет Владыка Еволгий, архиепископ Владимирский и Суздальский", - Галина объясняет, как нам всем повезло оказаться здесь именно сегодня.

По ходу интересуется, есть ли у меня платок: "В Космин монастырь редко туристы-паломники заезжают, поэтому уже обычного для крупных храмов "сервиса" здесь нет - платки "напрокат" не дают. Да и к женщинам в этой мужской обители строгое отношение".

Хотя без женщин даже в мужском монастыре, как выяснилось, - никуда. Прихожанки (в основном это жительницы села Небылое) на территории монастыря только ночевать не могут оставаться, а в остальное время с благословления батюшки Серафима кашеварят в трапезной, поддерживают чистоту в храмах и кельях, выращивают цветы на монастырском дворе и овощи на монастырском огороде.

Один из жителей Косминой обители, иерей Антоний объясняет присутствие слабого пола в стенах мужского монастыря так: " Исторически так сложилось. Еще две тысячи лет назад, при жизни Господа нашего Иисуса Христа, были дьяконисы, они имели особый сан посвящения, обеспечивали трапезу апостолам, раздавали еду нуждающимся".

Мужская обитель и ее обитатели

У ворот монастыря нас встречает настоятель игумен Серафим (Котенев). Заботливый хозяин гостей сначала ведет в трапезную, "откушать чем бог послал". После молитвы садимся за хлебосольный стол. Чего здесь только нет: и рыбка, и грибочки, и соления-варения и мед - все свое. "Монастырь, - объясняет отец Серафим, - как и много веков назад в основном живет натуральным хозяйством. Угодья небольшие: огородик, курятник, пасека, но монахам и трудникам (так иначе называют послушников), чтобы прожить, хватает".

За едой никто не разговаривает, за исключением пожеланий "здравствовать" вновь пришедшим к столу.

После обеда просим разрешения поснимать в трапезной фото и видео. Отец Серафим - против. Настоятель запретил снимать и келейный дом (место, где живут монахи).

"Что в этом может быть интересного?" Сказал - как отрезал.

Вообще, при всей внешней мягкости и спокойствии (напевный негромкий голос, добрый взгляд) чувствуется, что игумен Серафим - человек жесткий и волевой. Все огромное монастырское хозяйство и приписные к монастырю храмы держит под своим неусыпным контролем.

Труднику Евгению (в храме Евгений еще и на клиросе поет), проходя мимо, заметил, что двор не чисто подметен. У послушника Артемия строго спросил, готовы ли к службе просфоры. (Артемий, готовясь принять постриг, получил благословление на то, чтобы печь церковные хлебцы). Иерея Антония отчитал за то, что тот неподобающе одет: "Мирской наряд в келье оставлять надо, а то непонятно, кто ты - трудник или сан имеешь".

Даже давний монастырский знакомец настоятеля отец Андрей при игумене робеет. Так, например, наотрез отказался давать видеоинтервью: "Пусть настоятель говорит". Агентскому же фотографу на просьбу сделать снимок, подмигнув, сказал: "Если сможешь меня обмануть, так чтоб я не видел, снимай". Батюшка Андрей в Космином монастыре живет более восьми лет. Как он сам говорит, "без фамилии и "пачпорта". На все руки мастер - и красит, и штукатурит, и службы служит. Недавно самостоятельно освоил звонарское искусство: "Хотел, было, съездить, поучиться, да настоятель не отпускает. Здесь дел много".

Про себя и свою жизнь настоятель молчит. По рассказам же монастырской братии игумен Серафим - принципиальный, человеколюбивый и деятельный. Когда в конце девяностых годов отец Серафим пришел настоятелем в Свято-Успенский Космин монастырь, здесь был полный упадок.

"В храмах навалены груды мусора и птичий помет. Большинства икон не было. В верхнем пределе Спасского храма пол настолько прогнил, что нельзя было проводить там службы", - вспоминает то время настоятель.

Монашеские кельи в буквальном смысле соседствовали с учебными классами музыкальной школы, находящейся в одном из зданий монастыря. А службы в Спасском храме проводили, когда уйдут сельские библиотекари и посетители сельской читальни.

Постоянно в Свято-Успенском мужском монастыре живут не больше десяти монахов и около десяти трудников. Игумен Серафим говорит, что так было испокон веков. Космин монастырь малобратский.

Начинается день с утренних молитв и богослужения, ежедневно монахи трудятся по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших, а заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения.

"Монастырская молитва - она самая верная. Сразу на небеса доходит, - замечает Галина Щенникова. - Это главная работа в монастыре - молиться".

Косминские чудеса

Первая чудесная история связана напрямую с образованием монастыря и его создателем - иноком Космой (его мирское имя неизвестно).

Житие этого святого угодника было составлено суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранилось в нескольких поздних списках XVI-XVIII веков.

Согласно житийной литературе, Косма в отрочестве жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте.

Однажды этот боярин заболел и отправился в путешествие, ища спасения от болезни. Косма стал его сопровождающим.

Во время переездов они остановились у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь.

Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.

Спустя некоторое время Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (по другим сведениям — 1578 г.).

Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздаля Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившаяся преподобному Косме на реке Яхроме.

Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитается в монастыре в двух Ее иконах - Успение и "Яхромская". Правда, исконных древних чудотворных икон Богородицы в монастыре не сохранилось. Здесь стоят уже поздние списки с этих образов.

"Настоятель Серафим рассказал и о недавнем чуде - возвращении в стены монастыря иконы святых угодников Космы и Митрофана. Образ был выполнен мастерами 19 века и подарен монастырю.

Когда во времена советской власти монастырь закрыли, икона была перенесена в Покровский храм села Лыково, где службы не прекращались.

"После открытия монастыря мы долго просили у настоятеля покровского храма, отца Андрея, чтоб он нам эту икону вернул. Но он всегда находил причины для отказа", - рассказывает отец Серафим.

Буквально за неделю до перевода настоятеля Покровского храма в Нижегородскую епархию храм в Лыково обокрали. Среди нескольких икон грабители забирают и эту, с изображением святых угодников Космы и Митрофана.

"Все это случилось три года назад. Мы уже считали эту икону безвозвратно потерянной. А неделю назад случилось настоящее чудо", - говорит настоятель монастыря.

В Свято-Успенский монастырь позвонил человек, который где-то далеко за рубежом эту икону купил на аукционе. Не зная ни о монастыре, ни о святых, что изображены на иконе, зарубежный благодетель отыскал телефон настоятеля и вернул икону.

"Вот эта икона дивным образом опять вернулась на место своего исторического пребывания. Сама вернулась! Святые они сами уходят и сами возвращаются, в утешение наше", - заканчивает свой рассказ отец Серафим.

Большинство икон, украшающих монастырские храмы - дарственные, или возвращенные из музейных запасников Владимирско-Суздальской золотой кладовой.

Образ святой старицы Матроны попал в Космин монастырь из белгородской тюрьмы, его написал и украсил заключенный. С благословления отца Евгения Боровских, который курирует во Владимирской епархии все тюремные учреждения области.

"Помощь и сострадание всем нуждающимся, а люди, которые преступили закон, без сомнения нуждаются в божьем слове. Это важная задача любого из нас", - говорит игумен Серафим.

У настоятеля Космина монастыря давно есть идея организовать при одном из приписных храмов Православный Центр Социальной Реабилитации для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Это начинание благословил и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Но пока реализовать задуманное не получается из-за отсутствия у монастыря средств. Настоятель Серафим надеется на поддержку неравнодушных людей и ждет любой помощи.

"Для этого нужны немалые средства. В первую очередь нужно восстановить и реставрировать приписанные к монастырю храмы. Большая работа уже проделана. В двух из трех наших храмов, находящихся на территории Владимирской области, с помощью Божьей и при поддержке добрых людей уже сделан ремонт и проводятся службы", - рассказывает игумен Серафим.

Сейчас начаты работы по восстановлению храма Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в селе Большое Лучинское.

Каменная постройка середины 19 века требует ремонта. Нужны средства на роспись стен и написание иконостаса.

Много незавершенных реставрационных работ, дел по благоустройству есть и на территории древней монастырской обители.

Отец Серафим скромно говорит об уже проделанной огромной части восстановительных работ.

"С Божьей помощью побелен и покрашен древний Успенский собор, восстанавливается потихоньку интерьер надвратной Никольской церкви. Обустроены кельи и трапезная", - рассказывает настоятель.

И уже совсем настоятель замалчивает о монастырских нуждах и проблемах.

За батюшку слово берет научный сотрудник Галина Щенникова: " Здесь еще работы невпроворот".

Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава).

Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, - нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.

Основан в конце XV века: между 1482–94 гг., хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV в.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 г. иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

В XV-XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.

В 1657 г. в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм.

В середине XVII в. возведён Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек.

В 1665 г. по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители.

В 1690 г. была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая.

В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

После революции, в 1918 г., часть послушников покинула монастырь. В 1923 г. монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации.

Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х был отреставрирован Успенский собор.

В настоящее время

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.

В 1996 г. монастырь был возвращён Русской православной церкви.

В 2004–05 гг. были произведены основные восстановительные работы.

К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Описание окружающей местности

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Косьмой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику". Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление, отрок ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах - Успение и "Яхромская (Шахматица)".

В XV – XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. Во время польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали, а монастырь, скорее всего, также был разорен. В 1624 монастырю было пожаловано сельцо Небылое, и здания монастыря были отстроены вновь, но каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия, когда в качестве вознаграждения за взятые в Москву высоко ценимые святыни (в Благовещенском соборе Московского Кремля хранится предполагаемый древний оригинал образа Богоматери «Яхренской») царь Алексей Михайлович в 1657 году пожаловал монастырю 300 рублей денег и 100 пудов железа на сооружение кирпичной соборной церкви Успения. Согласно Описи 1666 года, у южных дверей Успенской церкви помещалась гробница Космы чудотворца с его святыми мощами.

Возведенный в середине XVII века Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. К сожалению, его внешний облик сильно искажен утратой четырех глав и колокольни (в настоящее время колокольня восстановлена в несколько упрощенном виде и в другом материале). Собор типичен для своего времени: он имеет большой алтарь с тройной апсидой, двусветный четверик храма и трапезную. Основным элементом его декоративного убранства является широкий орнаментальный карниз, состоящий из поребрика, вынесенных вперед прямоугольных профилей и ряда квадратных ниш с ромбическими впадинами внутри (возможно, от утраченных изразцов). С северной и южной сторон карниз разрывают два декоративно обработанных киота, в которых помещались настенные иконы. Над карнизом располагается ряд утопленных в стену килевидных кокошников с профильным обрамлением. Окна церкви украшены наличниками с килевидным завершением, а окна трапезной – наличниками с прогнутым фронтоном. Южный и северный входы в храм сделаны в виде полукруглых перспективных порталов. С северной, обращенной к монастырю стороны, портал, наличники окон и обрамления киота имеют более сложный рисунок. Успенская церковь была возведена местными, вероятно, суздальскими мастерами, старавшимися построить храм, подобный московским церквам того времени. Поэтому Успенская церковь в целом похожа на московские, а также на некоторые суздаьские храмы этого типа, но отличается от них упрощенностью, приземистостью и несколько огрубленным декором.

Возвращаясь к истории монастыря, нужно особо отметить 1665 год, когда по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. До революции 1917 года здесь хранилось Евангелие с собственноручной записью святого Митрофана, в которой сообщалось, что "выполнено сие Евангелие... при игумене Митрофане, что взят из Золотниковской пустыни... на казенные деньги".

Построенная игуменом Митрофаном церковь Спаса Нерукотворного Образа в течение последующих столетий неоднократно ремонтировалась, но основные ее части сохранились без существенных изменений. В период реставрации 1980-х годов она была восстановлена в своем первоначальном виде. Это относительно небольшая одноглавая церковь возведена на высоком подклете (нижнем этаже), использовавшемся для хозяйственных нужд. Декор ее простой и безыскусный: плоскостной орнаментальный карниз, состоящий из ряда вертикальных прямоугольных ниш, поребрика и нескольких прямоугольных профилей. Над карнизами – ряд плоскостных кокошников. Окна обрамлены простыми наличниками с треугольными фронтонами. При строительстве мастера взяли за образец монастырскую церковь Успения, но существенно упростили ее архитектуру.

В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой.
Никольская церковь неоднократно перестраивалась в XVIII – XIX веках, сильнее других построек она пострадала и в советское время. Ее современный облик почти полностью воссоздан реставраторами в 1980-х годах. Надвратный Никольский храм небольшой, по композиции такой же, как церковь Нерукотворного Образа, но вместо высокого подклета под ним устроены два проездных арочных проема, являвшиеся главным входом в монастырь. Декор этой церкви небогат, выделяются лишь широкие «барочные» наличники на окнах.

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. В 1711-1712 годах обитель дважды тайно посетила инокиня Елена - бывшая царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра Великого, сосланная им в суздальский Покровский монастырь. За "оказание чести" опальной царице игумену Симону было учинено "следственное дело". В 1726 году Успенский Космин монастырь как "малобратственный" был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.

В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы Яхренского (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа); над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж; почти полностью был перестроен Никольский надвратный храм (поэтому в изданиях начала XX столетия он датирован XIX веком).

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители как будто мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. Часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, а в 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее - хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.

К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. В 1996 году монастырь был возвращен Церкви, а в 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Возвышенная холмистая местность, на которой расположена обитель, изобиловала родниками чистейшей прозрачной воды. На одном из этих ключей, вверх по течению реки Яхрени, в полукилометре от монастыря, находился святой колодец под сенью, по преданию, изначально устроенный преподобным Космой; ныне колодец возобновлен.

Окрестности этой древней тихой обители очень живописны, особенно красивы дали, открывающиеся от святого колодца. Взор будет очарован чудными видами поднимающихся по холмам дубрав и еловых рощ, цветущих лугов и нежно зеленеющих полей на другом берегу искусственного озера, заменившего собой речку Яхрень, где более пяти веков тому назад явилась в образе Своей иконы Божия Матерь.

Описание тайника

Содержимое тайника

"Лягушка-путешественница" 019, CD с картами для OZI (в том числе "километровкой" Нижегородской области), CD MP3 System of a Down, паззл, магнит-открывашка, колода карт, батарейки.

Блокнот тайника, ручка, карандаш.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Косми́н Я́хромской монастырь) — православный мужской монастырь, основанный в третьей четверти XV века.

По преданию, преподобному Косме Яхромскому — иноку Киево-Печерской лавры явилась в 1482 году икона Успения Божией Матери и на этом месте и был основан монастырь.

В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое.

Каменный храм в честь иконы Успения Божией Матери построен в 1657 г. В храме находилась явленная Яхромская икона Божией Матери. Там же под спудом покоятся мощи прп. Космы Яхромского. Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1657.

В 1666-1675 гг. здесь был игуменом свт. Митрофан, впоследствии епископ Воронежский. При нем начинается строительство монастырского комплекса, сохранившегося до наших дней. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

В 1690-е годы была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая.

Церковь Николая Чудотворца, 1694.

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации.

Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения.

В 1996 году монастырь был возвращён церкви.

В 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом сохранившемся историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года – игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда еще жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.

В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.

В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.

По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.

В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.

В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.

В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.

Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.

Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).

Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра - полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов - час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.

По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.

В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.

Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.

При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.

Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.



error: Контент защищен !!