Иеромонах павел щербачев михаил рпц. Открывать в сердцах людей двери для Господа

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым) , заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ответственным секретарем - наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня - явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите - мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову Ф.М. Достоевского , спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества - благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением. Об этом и не только мы беседуем с отцом Павлом.

- Над какими проектами сегодня трудится Совет?

Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, - сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.

Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре. Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

- При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.

Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря.

- Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом?

Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, схиархимандрит Севастиан Карагандинский . У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых . Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу - искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

- Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.

Православие.Ru" />

На встрече, посвященной 10-летию со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

- Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть...

Жизнь человеческая - юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой жизненный крест . Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, - там наше, а там, где легко, - надо хорошенько подумать и быть осторожным».

Наша земная жизнь - некое испытание. Если человек сам не хочет исправлять себя, то милосердный Господь по любви к роду человеческому посылает испытания. Эти испытания наводят человека на мысли о том, что надо что-то в своей жизни пересмотреть, выражаясь современным языком - перезагрузить систему. Конечно, на словах это всё легко объяснять, а на опыте каждого из нас, когда Господь посещает скорбями и болезнями, открывается широкое поле для духовного подвига.

НЕ ПОТЕРЯТЬ ПОЛНОТУ БЫТИЯ Иеромонах Павел (Щербачёв)Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Братия и сестры! Святое Евангелие, как мудрый детоводитель, постепенно приводит нас к поижению мира таинственного. Вчера за Литургией мы слышали, как Иисус Христос во время бури на море Галилейском «запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (Лк. 8: 24).Сегодня евангельское повествование возводит нас к более высокому постижению той вседержительной силы Божией, которая управляет не только природными стихиями, но и миром невидимым, духовным. За богослужением мы слышали Евангелие о гергесинском бесноватом, которого Господь наш Иисус Христос освободил от легиона бесов: повелел полку демонов, свивших себе гнездо в этом несчастном человеке, выйти из него и войти в стадо свиное.Бесы, исполненные крайней ненависти и зависти к роду человеческому, готовы мучить любого, но ограничены в своем действии силой Божией. И как они наглы и беспощадны, когда рядом с человеком, а точнее сказать – в самом человеке нет Бога, когда порой сам безумный человек «рече в сердце своем: несть Бог» (см.: Пс. 13: 1), так, когда Христос приходит в нашу душу, они впадают в страх и испуг, являя свою рабскую сущность.«Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8: 27–28).Когда демон овладевает человеком, он как бы оседлывает его, превращает его в свинью, живущую в нечистоте, рылом своим копошащуюся в земле и верхом блаженства своего полагающую самые низменные страсти.Лишь земными интересами живут целые народы и цивилизации, и им мучительно видеть тех, кто строит свое бытие на ценностях ЕвангелияТо исполненное жизни и блаженства бытие, которое, по слову Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10), призван наследовать человек, у несчастного человека отнимает демон через страсти и грехи. Человек вместо того, чтобы стать ослицей, на которой восседает Христос и ведет в Царство Небесное, в Горний Иерусалим, становится свином непотребным, утопающим в море грехов и страстей. И мы видим, что такими уподобляющими себя свиньям, живущими лишь земными интересами становятся не две тысячи, а миллионы, порой целые народы и цивилизации. Этим государствам, культурам, субкультурам, обществам мучительно созерцать, что есть народы, строящие свое земное бытие на ценностях Евангелия, на учении Христовом. Они как бы восклицают вместе с бесами, живущими в гадаринском бесноватом: «Умоляем Тебя, не мучь нас. Своим присутствием, а еще более – словом, исходящим из Твоих пречистых уст, Своим учением ты доставляешь нам терзания и крайний дискомфорт. Нам нужна свобода без Христа, когда мы можем, попирая совесть, а зачастую и здравый смысл, творить волю свинскую, бесовскую».Язычники-гергесинцы, опечаленные гибелью своего свиного стада, просили Христа удалиться от них. Они руководствуются лишь материальным расчетом. Им не важно, что Христос явил Свое божественное могущество на их земле, повелевая стихиям и духам; не важно, что Он исцелил несчастного одержимого, не важно, что Он одним Своим словом заставил демонов, способных, по слову преподобного Серафима Саровского, один когтем поколебать землю, трусливо переселиться в свиней. Важно, что они, гергесинцы, потеряли имущество, важно, что кто-то вторгся в их святая святых – в мир материальных ценностей. Святитель Николай Сербский со скорбью признал: «Если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе (а что уж говорить о Соединенных Штатах! – и.П.) огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя – лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями – бесами!» Это страшное по своей категоричности суждение. Но произнесли его уста святого, произнесли еще в середине XX века. А что же ныне?!Современный человек боится оказаться в плену у традиции, и бесы нашептывают ему: Церковь, христианство – это скучное прошлоеМы с вами, братия и сестры, свидетели тому, как разнообразны те проявления личной псевдосвободы, которыми пленяется несчастный человек. Игромания, интернет-зависимость, уход в самого разного рода виртуальную реальность, не говоря уже о разврате, пьянстве, наркомании… Всё это дает человеку иллюзию полноты бытия, а на самом деле окрадывает его. То благодатное, прекрасное, царственное бытие – жизнь, и жизнь с избытком – оказывается похищенным у несчастного человека лукавым демоном. Он как бы нашептывает ему: Церковь, христианство – это скучное прошлое, не теряй времени, почувствуй вкус жизни, возьми от нее всё.Замечательный русский философ А.С. Панарин, наш современник, поразительно точно заметил: «Многие мыслители, наблюдавшие крушение сравнительно благополучного и терпимого порядка XIX века, задавались вопросом: как возможно, чтобы люди следовали злу – не по невежеству своему, а сознательно, с мефистофелевской гордыней? Трагическая парадоксальность современного бытия состоит в том, что добро выступает в качестве чего-то статичного, а стало быть “скучного”, тогда как зло динамично и этой своей особенностью привлекает посттрадиционную личность, пуще всего боящуюся оказаться в плену у уклада, традиции, патриархальной дисциплины».Сегодня, если мы спросим ученого, преуспевающего бизнесмена, чиновника, студента, школьника, первого встречного: «Как вы думаете, существуют ли бесы и какую власть они имеют над человеком?», то очень часто встретим недоуменную улыбку: «Помилуйте, на дворе XXI век, а вы нам про какое-то средневековье толкуете! Мы стараемся жить по совести, Конституцию и законы исполняем. При чем тут бесы?!»Но и значительно раньше XXI века такой скепсис жил в людях. Современники Христа саддукеи, исполняя скрупулезно закон Моисеев, не верили в существование бесов. Господь наш Иисус Христос явил чудесное исцеление гадаринского страдальца, чтобы посрамить их неверие и косность души.И в наше время случаи явлений из мира духовного и даже мира падших духов злобы поднебесной отрезвляют человека, а зачастую Премудрым Промыслом Всеблагого Бога обращают его к Творцу и Промыслителю.Не так давно мне пришлось услышать рассказ про одного человека, который, будучи одержим страстью пьянства, дошел до крайнего плененного состояния души. Он испытывал болезнь, именующуюся «белой горячкой». Его привезли в Институт Склифосовского и связали крепкими узами, потому что он вел себя буйно. Врач, опытный в таких случаях, должен был отлучиться по какой-то необходимости и попросил молодую медсестру внимательно следить за этим человеком, чтобы с ним ничего не случилось. Но тот стал ей рассказывать потрясающую по своей убедительности историю. Как она потом говорила, пьяный человек не может такого придумать. Как будто это было сочинение какого-то великого писателя о том, что его преследуют враги-кредиторы, которые несправедливо отнимают его имущество, и что они должны сейчас прийти и убить его.Эта несчастная девушка, услышав такое, чуть-чуть ослабила узы на его руках. И он, как тот евангельский бесноватый, рвавший железные цепи на руках, немедленно разорвал крепкие капроновые шнуры, которыми был привязан, и побежал по этажам здания. Причем как будто кто-то внушал ему маршрут, по которому он двигался. Кто знает Институт Склифосовского, тот понимает, что там очень много преград, дверей: это огромный комплекс зданий. И он вычислил, как будто бы по данным какого-то компьютера, точный маршрут, ни на минуту не задерживаясь; очень сложными ходами он побежал на чердак, прыгнул в окно, выбив стекло, и упал у ног приходившего посетить свою больную жену генерала.Генерал этот был человек совершенно неверующий, материалист, который уж точно со скептической улыбкой промолчал бы, если бы мы заговорили с ним про бесов. Но когда он увидел этого человека, который упал, получил открытые переломы костей, но продолжал кричать, что его преследуют лютые кредиторы-губители, он серьезно задумался, а потом и пришел к вере. Так до нас дошла эта история.Как же нам, если стужают нам страсти, бесы, злые привычки, оставить их? Как вернуть похищенную у нас пакостником бесом-губителем нить благодатного бытия, нить, возводящую нас от силы в силу к высшему блаженству, дарованному человеку, – блаженству общения с Богом, нашим Творцом и Промыслителем?Уподобимся гадаринскому бесноватому: вскричим молитвенно, пав пред Спасителем, покаемся, в чем преступили Его святые заповеди, – и не замедлит приблизиться к сердцу нашему, по обетованию евангельскому, Царство Небесное – божественное бытие. А когда исцелимся и будем сидящими у ног Иисуса, одеты и в здравом уме, тогда возвратимся в дом свой, к тем людям, кто нас окружает, с кем мы общаемся, и расскажем, что сотворил нам Бог(см.: Лк. 8: 35, 39). Ибо бывши искушены, сможем и искушаемым доставить помощь и утешение (см.: Евр. 2: 18).Аминь.Иеромонах Павел (Щербачёв)13 ноября 2016 г.

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым) , заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

- Отец Павел, что из себя представляет Патриарший совет по культуре? Насколько его существование важно для Церкви?

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ответственным секретарем - наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня - явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите - мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову , спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества - благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением.

- Над какими проектами сегодня трудится Совет?

Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, - сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.

Это лишь малая толика того, чем занимается . Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

- При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.

Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря.

- Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом?

Был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, . У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых . Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу - искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

- Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.

Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

Это драгоценнейший дар Божий, вводящий человека в тесное общение с его Творцом. Пожалуй, нет на земле большей радости, большего счастья, большего блаженства, чем дар богообщения. Дар этот способен сделать тленного человека богом по благодати. Горько только осознавать свою греховность и несовершенство, несоответствие своего духовного состояния высоким христианским идеалам. Остается уповать лишь на милость Божию. А силы для служения церковного Бог дает в преизбытке. Надо лишь иметь решимость. Но это бывает трудно.

Что касается исповеди, то это послушание лично для меня радостное. Особенно когда приступающие к таинству покаяния искренне и глубоко каются. Радость эта, по слову Спасителя, бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).

- Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть…

Жизнь человеческая - юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой . Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, - там наше, а там, где легко, - надо хорошенько подумать и быть осторожным».

Наша земная жизнь - некое испытание. Если человек сам не хочет исправлять себя, то милосердный Господь по любви к роду человеческому посылает испытания. Эти испытания наводят человека на мысли о том, что надо что-то в своей жизни пересмотреть, выражаясь современным языком - перезагрузить систему. Конечно, на словах это всё легко объяснять, а на опыте каждого из нас, когда Господь посещает скорбями и болезнями, открывается широкое поле для духовного подвига.

... может, если у него есть интернет, зайти на наш сайт. А поскольку английский теперь настолько распространенный язык, что уже стал, как некогда греческий в древнем мире, языком общения для всех, то наш сайт могут читать очень многие люди. Отец Георгий: Не только в Америке, но и в других странах. Монахиня Корнилия: Да. Например, в Индии очень много англоговорящих людей. И мы даже ставим на сайте материалы от православных индийцев. И от пакистанцев тоже. Отец Георгий: На ваш взгляд, стало ли Православие лучше известно в Америке? Изменилась ли ситуация, или же оно еще для многих не открыто? Иеромонах Павел (Щербачёв) , директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон и монахиня Корнилия (Риc) в Сретенском монастыре. 2012 г. Фото: А. Поспелов Православие. Ru Монахиня Корнилия: Думаю, для многих еще не открыто, но всё же барьер потихоньку разрушается, потому что целые группы стали в США обращаться в Православие. Есть огромная группа евангелистов, которые приняли Православие. Нередко обращаются целыми приходами, если какой-то пастор, истинно ищущий Христа, находит Его в православной вере. Так что уже очень много американцев стали православными, не имея ни греческих, ни...


error: Контент защищен !!