Реформаторская деятельность н.х. бунге

Николай Христианович Бунге

Бунге Николай Христианович (11.11.1823-3.06.1895) государственный деятель, экономист и финансист. В 1850 был профессором Киевского университета, в 1865 - управляющим киевской конторой Государственного банка. В 1880 получил назначение товарища министра, в 1881-1886 - министра финансов, в 1887-1895 - председателя Комитета министров. В своих трудах Бунге отстаивал либерально-экономические позиции - фритредерство в области внешних экономических связей; законодательство, обеспечивающее свободу предпринимательской деятельности и общие условия труда; ограничение непосредственного вмешательства государства в экономику и т. п. Став министром финансов, Бунге проводил ясно выраженную протекционистскую политику, усилил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, спасал от банкротства крупные предприятия и банки и т. п. Бунге сумел упорядочить бюджет и денежное обращение. Все это продолжалось при его преемнике И. А. Вышнеградском.

Бунге Николай Христианович (11.11.1823 – 3.06.1895), общественный и государственный деятель, ученый-экономист, действительный тайный советник (1885), академик Петербургской АН (1890). Родился в Киеве. Из дворян немецкого происхождения. Окончил юридический факультет Киевского университета (1845). С 1845 на преподавательской работе, в 1859–1862, 1871–1875, 1878–1880 ректор Киевского университета.

Как экономист Бунге формировался под влиянием классической школы А. Смита , немецкой исторической школы и др. В 50–60‑х выступал сторонником развития частной собственности, предпринимательства, конкуренции. В 80‑х перешел с позиций фритредерства к умеренному протекционизму, признавая необходимость государственного вмешательства в экономику. В «Очерках политико-экономической литературы» (СПб., 1895) подверг разбору социалистические теории Р. Оуэна , Ш. Фурье , К. Сен-Симона , П. Прудона , а также «Капитал » К. Маркса. В 1863–1864 и 1886–1889 преподавал экономические дисциплины наследникам престола. В 50–70‑х выдвинул программу социально-экономических реформ: развитие частной крестьянской земельной собственности и переселенческого движения, создание рабочих союзов, привлечение рабочих к участию в прибылях предприятий и др. В 1859–1860 входил в состав редакционных комиссий, участвовал в разработке выкупной операции, университетского устава 1863. В 1862–1866 управляющий киевской конторой Госбанка. По инициативе Бунге в Киеве созданы частные коммерческие учреждения. Избирался в органы городского самоуправления. Возглавлял финансовую комиссию по составлению городских смет. В 1880–1881 товарищ министра финансов, член Комитета финансов (1880 – 1895). В 1881–1886 министр финансов, одновременно с 1881 член Государственного Совета. За время пребывания Бунге в должности министра приняты законы об обязательном выкупе (1881), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886), подготовлен законопроект об отмене круговой поруки; создан Крестьянский банк (1882); проведены податные реформы: отмена соляного налога (1880), подушной подати (1882–1886), снижен размер выкупа (1881), повышен государственный земельный налог (1883), преобразовано торгово-промышленное обложение (1884–1885) и др. В 1881–1886 возрастали акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины; осуществлялись выкуп в казну частных и строительство государственных железных дорог. Бунге провел закон о возобновлении повсеместного создания акцизных частных банков (1883), выступал против льгот поместному дворянству и создания Дворянского банка (1885). Для подготовки денежной реформы под руководством Бунге осуществлялось изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. По инициативе Бунге начал издаваться журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли» (1885), утверждены первые акты фабрично-заводского законодательства.

Сторонник сокращения вооруженных сил и мирной внешней политики. Меры Бунге не ликвидировали бюджетный дефицит и инфляцию. Курс Бунге продолжен в ряде направлений И. А. Вышнеградским и С.Ю. Витте . В 1887–1895 председатель Комитета министров. В 1886–1893 противостоял линии Министерства внутренних дел на сохранение крестьянской общины. В 1892–1895 одновременно вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги. Автор неофициальной записки «Загробные заметки» для императора Николая II , в которой изложил проект преобразования государственного управления, направленный на борьбу с угрозой социализма, в том числе он включал привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Государственном Совете, создание «ответственного министерства», расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852;

Гармония хозяйственных отношений. СПб., 1860;

Основания политической экономии. Киев, 1870;

Полицейское право. Т. 1–2, Киев, 1873–77;

Курс статистики. 2‑е изд., ч. 1–2. Киев, 1876.

Промышленность и ее ограничения //Отечественные записки. 1856. № 11;

Банковые законы и банковая политика //Сб. государственных знаний. Т. 1. СПб., 1874;

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

Экономист, профессор, родоначальник «киевской школы экономистов», общественно-политический деятель, министр финансов Российской империи (1882-1887 гг.).

Родился в Киеве в лютеранской дворянской семье немецкого происхождения. Отец Христиан-Георг Бунге (1776-1857) выходец из Восточной Пруссии, один из первых известных педиатров Киева. Мать, Екатерина Николаевна (урожденная Гебнер, вдова полковника Изюмова) тоже происходила из немецкой семьи. Николай - единственный сын Христиана-Георга во втором браке. От первого брака у него остались две дочери и сын.

В 1841 г. окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью и поступил в Киевский университет святого Владимира на юридический факультет. В 1845 г. окончил университет со степенью кандидата законоведения и в 1845-1850 гг. читал курс о законах казенного управления в лицее князя Безбородко в Нежине. В 1847 г. Бунге защитил магистерскую диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого».

В 1850 г. переведен в Киевский университет на должность исполняющего обязанности адъюнкта по кафедре политической экономии и статистики. С этого года на протяжении последующих тридцати лет он преподавал в университете политическую экономию, статистику и полицейское (административное) право. В 1852 г. после защиты докторской диссертации на тему «Теория кредита» Бунге получил звание профессора. С 1859 по 1862 гг., с 1871 по 1875 и с 1878 по 1880 гг. занимал пост ректора Киевского университета. С 1859 г. член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук.

После поражения России в Крымской войне в стране начинается подъем либерального движения за реформы, и Бунге активно включается в общественно-политическую деятельность: за 1850-1870 гг. его публицистические статьи неоднократно выходили в различных периодических изданиях. По идейным воззрениям был близок западникам, сочувствовал теориям Т.Н. Грановского и В.Г. Белинского и был противником крепостного права. Его экономические идеи основывались на концепции А. Смита о главенстве частной собственности и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Был убежденным противником идей К Маркса. Для Бунге идеальной формой государственного устройства России была абсолютная монархия, так как, с его точки зрения, она соответствовала историко-географическим условиям страны и особенностям национального самосознания.

В 1859-1860 гг. Бунге был членом Редакционных комиссий, учрежденных для подготовки закона об отмене крепостного права, поскольку в своих работах 1858-1859 гг. он рассматривал способы освобождения крестьян с землей за выкуп и доказывал неизбежные последующие экономические преобразования в стране. В 1861-1862 гг. участвовал в комиссии министерства народного просвещения и внес вклад в разработку либерального университетского устава, утвержденного в 1863 г.

В 1863 г. его пригласили преподавать экономику наследнику престола великому князю Николаю Александровичу (1846-1865) и его младшему брату Александру Александровичу (будущему императору Александру III). Знакомство и императорской семьей впоследствии оказало сильное влияние на стремительную государственную карьеру Бунге.

Также с 1862 г. он занимал должность управляющего Киевской конторой Государственного банка, что позволило ему получить практический опыт финансовых операций.

По инициативе Бунге в 1868 г. были основаны Киевское городское общество взаимного кредита (некоторое время он являлся его управляющим) и первый в России провинциальный акционерный банк (Киевский частный коммерческий), а в 1871 г. — Киевский промышленный банк. При его поддержке в 1869 г. в городе также возникло Биржевое общество, а позже он возглавлял финансовую комиссию городской Думы.

После отставки в 1880 г. с поста ректора Киевского университета Бунге был приглашен на службу в министерство финансов заместителем министра финансов С.А. Грейга, а затем преемника последнего А.А. Абаза. В условиях финансово-экономического кризиса разразившегося в стране после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бунге занимался разработкой мер антикризисного урегулирования. Уже в ноябре 1880 г. министерство финансов добилось отмены соляного налога, вынесло на обсуждение в Государственный совет вопрос о понижении выкупных платежей, сложении накопившихся недоимок и переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, приступило к упорядочению денежного обращения, выкупу железных дорог в казну и пересмотру таможенных пошлин.

Вскоре после восшествия на престол Александра III, в 1882 г. Бунге стал министром финансов. На этом посту им были понижены выкупные платежи, в 1882-1886 гг. отменена подушная подать; состоялось утверждение первых актов фабричного законодательства, реформирована система налогообложения и повышены таможенные пошлины на ввозимые товары. При нем начата подготовка денежной реформы - Бунге планировал переход от бумажного рубля к золотому, выступал за выкуп нерентабельных частных железных дорог в казну и государственное железнодорожное строительство, облегчение крестьянам выхода из общины, пересмотр паспортного устава, сковывавшего мобильность сельского населения, и организацию колонизаторского движения на окраины с целью ликвидации последствий крестьянского малоземелья в центральной части России (т.е. все меры, осуществленные впоследствии в рамках аграрной реформы П.А. Столыпина). Однако из-за резкой критики его начинаний справа (особенно со стороны «Московских ведомостей» М.Н. Каткова) в 1887 г. Бунге вынужден был освободить кресло министра финансов, заняв должность председателя Комитета министров и войдя в состав Государственного совета.

В 1887-1889 гг. Бунге преподавал политическую экономию, статистику и финансы великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II). В 1892 г. император назначил его вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги, который возглавил наследник престола. После кончины Александра III в октябре 1894 г. Бунге вошел в ближайшее окружение нового царя. Однако ему не суждено было оказать глубокого влияния на социально-экономическую политику своего царственного воспитанника: Бунге скоропостижно скончался 3 июня 1895 г. в Царском Селе. Его похоронили в Киеве рядом с могилой матери, с которой он прожил всю жизнь, так и не обзаведясь собственной семьей.

В бумагах Бунге после его смерти было обнаружено своеобразное политическое завещание (так называемые «Загробные заметки»), адресованное Николаю II. В конце XIX - начале ХХ вв. по распоряжению императора с ним ознакомилось большое число высших чиновников, и оно оказало определенное влияние на социально-экономическую политику.

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852.

Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.

Основания политической экономии. Киев, 1870.

Товарные склады и варранты. Киев, 1871.

Полицейское право. Киев, 1873-1877.

Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции: Очерки исслед. Лоренца Штейна: Извлеч. из соч.: Das Elementar und Berufsbildungswesen von L. Stein / Сост. проф. Н.Х. Бунге. Киев, 1877.

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.

Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.

Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.

Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX — начале XX вв. СПб., 2007.

Реформаторская деятельность Н. Х. Бунге: основные аспекты

Бурячок Оксана Васильевна,

адъюнкт кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Министерства внутренних дел Украины.

Определены основные положения земской, военной, образовательной и судебной реформ, которые разрабатывались и внедрялись Н. Х. Бунге, пребывая на государственных должностях. Проанализированы магистральные направления реформаторской деятельности Н. Х. Бунге.

Ключевые слова: земская реформа, военная реформа, образовательная реформа, судебная реформа, реформаторская деятельность Н. Х. Бунге.

The main provisions of the сounty, military, educational and judicial reforms, which were developed and implemented N. Bunge, staying in public office.Analyzed the main areas of reform activity N. Bunge.

Keywords: zemstvo reform, military reform, educational reform, judicial reform, reform activity N. Bunge.

В 1881-1886 годах Н. Х. Бунге работает на должности министра финансов, а в 1887-1895 годах – председателем Комитета министров Российской империи. Занимая высшие государственные должности, он возглавил проведение административных преобразований, направленных на улучшение жизни общества, а также функционирования государственных институций.

Отстаивая необходимость проведения реформ, он отрицает деспотизм, бюрократический произвол, коррупцию, а также подавление личностных и общественных инициатив: «задачу верховной власти и ее учреждений вижу в облегчении для каждого условий приобретения собственности и капитала для сохранения свободы в соперничестве, восстановление утраченной гармонии и укреплении общественной морали» . Более того он считает, что «правительство стало бы на опасный путь, если бы оно начало вторжение в частные отрасли предприятия, поскольку такое вторжение приведет к неограниченной власти администрации» .

В связи с вышеизложенным рассмотрение реформаторской деятельности Н.Х. Бунге является важным и своевременным направлением научного поиска, что и определяет актуальность темы научной статьи. Целью данной научной работы есть определение отдельных принципов этой деятельности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить такие задачи :

1) определить основные реформы, которые осуществлялись Н.Х. Бунге;

2) проанализировать их основные положения;

3) определить позитивы и негативы от их внедрения.

Анализируя практическую деятельность Н.Х. Бунге на государственных должностях, можно определить следующие основные направления реформирования, непосредственно разработанные и возглавляемые им:

- реформирование аграрных отношений путем постепенной ликвидации остатков феодальной зависимости крестьян в виде снижения выкупных платежей бывших крепостных и перевод их на обязательный выкуп;

- разработка основ государственной политики с развития рыночных отношений;

- развитие финансово-кредитной системы рыночного типа;

- перестройка налоговой системы: отмена феодальных податей и переход к подоходному налогообложению;

- реформирование денежной системы;

- организация первых акционерных обществ и сберегательных касс;

- разработка первых нормативно-правовых актов фабричного законодательства.

Н.Х. Бунге разработал рекомендации по преодолению катастрофического финансового положения страны, среди которых сосредоточение в финансовом ведомстве управления всеми отраслями государственного хозяйства, уменьшение государственных расходов, которые «не сопоставимые со средствами народа» , сокращение количества бюрократических инстанций; четкое разграничение «предметов ведомств, дел между различными ведомствами, большей простоты и определенности действий каждого органа правительственной власти» .

Он был убежден, что «обязанность платить налоги является обязанностью общей, вытекающей из принципов равенства всех перед законом и из принципов справедливости: тот, кто относится к государственному союзу, не может быть освобожден от обязательств, вытекающих из сущности этого союза, тот, кто пользуется выгодами государственной жизни, обязан способствовать достижению цели государства» .

Особое значение имеют земская, военная, образовательная и судебная реформы. Так, после отмены крепостного права возникла необходимость проведения земской реформы , которая заключалась в создании в центральных губерниях и уездах новых заведений - земств, органов самоуправления. Земства не касались государственных вопросов, их деятельность ограничивалась хозяйственными и духовными функциями. Земства хотя и были выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились лица, которые имели дворянское происхождение. Также земства находились под контролем губернатора и полиции, а губернатор имел полномочия приостановить исполнение решений земств.

Вроде земских учреждений было реорганизовано и городское управление. Ликвидировалась городская дума, которая состояла из высших слоев общества, а взамен вводилась общая дума, которая состояла из разных слоев общества и избиралась на четыре года.

Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского председателя. В распоряжении выборных органов были вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Относительно судебной реформы , то формирование новых судов началось в Петербургской и Московской губерниях, а позже реформирование распространилось по всей территории Российской империи.

Инновационность этой реформы заключалась в том, что впервые провозглашалась независимость суда от администрации, а судья, назначался правительством, освобождался от должности только в соответствии с постановлением суда. Впервые была введена одинаковая ответственность для всех слоев общества перед законом.

Ограниченность судебной реформы заключалась в том, что привлечение к ответственности государственного служащего осуществлялось не в соответствии с решением суда, а согласно постановлению его руководства.

Впервые был провозглашена открытость судебного следствия, то есть на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Водилось соревнования прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалось, что суд является общим для всего населения, но для крестьян сохранялся волостной суд, для духовенства - консистории, для рассмотрения коммерческих дел – коммерческий суд, для военных – военный суд.

Политические дела были исключены из производства областных судов и стали рассматриваться специально назначенными присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Именно судебная реформа была наиболее последовательной, она формировала представление о правах человека в обществе и правовом государстве.

Военная реформа. В стране была введена всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, которые достигли двадцать один год. Важным нововведением было сокращение срока службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте составлял шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы достигал семи лет и трех лет в запасе. Конечно, с учетом формирования численности такая реформа позволила значительно увеличить численность армии в случае войны, а соответственно улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Осуществлялись новые инициативы правительства по оснащению армии новыми видами военной техники. Также получили активного развития идеи по созданию парового флота.

Реформа в области образования . Н.Х. Бунге отмечался своими радикальными взглядами в сфере реформирования образовательной отрасли. Им была предпринята попытка ввести новый университетский устав, согласно которому ректор, профессоры и доценты избирались на вакантные должности университетским советом. Согласно этому уставу провозглашалась автономия университетов, уменьшая зависимость от Министерства народного просвещения. Однако всех преподавателей, которые были выбраны университетским советом, окончательно утверждали в министерстве.

Важным шагом в системе общего образования было введение принципов общеобразовательной школы, создание государственных, земских и церковных школ. Эти три типа школ составляли систему начального трехлетнего образования. Средними учебными заведениями стали семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, а также реальные, в которых преподавали математику и естественные науки.

Лица, окончившие классическую гимназию, имели право без экзаменов поступать в университет, а реальную - в технические заведения. Таким образом, устанавливалась преемственность среднего и высшего звена образования.

Очень важным шагом в системе реформирования образования стало создание высших женских курсов. Такие реформы в образовании способствовали тому, что начался активное развитие именно университетской науки.

Бюджетная реформа. С целью контроля государственных финансов Н.Х. Бунге была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала заключение смет и контроль расходов государственных средств. В Российской империи впервые стали печатать Государственный бюджет в правительственных изданиях.

По нашему мнению, важным является анализ так называемого политического завещания Н.Х. Бунге, известный как «Загробные заметки», в котором автор изложил широкую программу неотложных реформ общества Российской империи: реформирование органов государственного управления, реформирование местного управления, торгово-промышленное законодательство, правовое регулирование социальной сферы, правовое регулирование трудовых отношений и т.д.

Над текстом «Загробных заметок» Н.Х. Бунгеработу начал еще в 1885 году, а закончил в 1894 году. Сначала заметки предназначались лично Александру ІІІ, а после его смерти были переадресованы Николаю II. После смерти Н. Х. Бунге «Загробные заметки» были напечатаны в нескольких номерных экземплярах, с которыми были ознакомлены ведущие государственные деятели Российской империи.

С какими проблемами пришлось бороться Н.Х. Бунге на посту чиновника? Какой была ситуация на политической арене в стране? На эти вопросы нам дает ответ автор, чтобы можно было понять направления его деятельности и мотивацию основных принятых решений, отраженных в вышеупомянутых реформах.

Ликвидация крепостного права, гласность суда, предоставление свободы печати, отмена телесных наказаний, самоуправление, начиная от сельского управления и города и заканчивая уездным и губернскими земскими учреждениями - это основные направления реформирования, которые были направлены на улучшение жизни в стране.

Хотя страна и общество в то время переживали не лучшие времена, поскольку, несмотря на дарованные блага, появлялись анархисты, террористы, враги династии и общественного порядка.

Н.Х. Бунге отмечает, что работая на правительственных должностях, он пытается решить следующие основные задачи, которые также стали своеобразным завещанием потомкам, поскольку не все они были воплощены в жизнь:

1) освободить внешнюю политику от опеки иностранных стран;

2) развить национальное чувство, создавая при этом национальную идею о принадлежности российских территорий русским;

3) упорядочить внутреннее управление;

4) развить духовные и материальные силы народа.

В вопросе освобождения внешней политики от опеки иностранных стран, он стремится сохранять дружеские отношения с правительствами и народами, не выходя за пределы мира, относиться безразлично иностранных публикаций, могут привести страну к военному состоянию. Государство должно находиться в состоянии покоя, собраться с силами, но в то же время быть готовым в случае необходимости выдержать натиск врага.

В вопросе развития национального чувства и создании при этом национальной идеи о принадлежности российских территорий россиянам Н. Х. Бунге, несомненно, пытается реализовать стремление национального единства в стране с целью поглощения слабых народов. Он отмечал, что в Российской стране должны доминировать русская государственность, русские учреждения, русская народность, русский язык, как общегосударственный, и уважение к вере, которую исповедует русский народ.

Во-первых, государственная власть должна доминировать над другими народами в стране не как власть завоевателя, которому подчиняются победители до тех пор, пока они не смогут победить ее. Члены других национальностей со временем должны стать достойными членами общества Российской империи, а не оставаться чужими. Большинство из тех, кто проживает на территории страны, а равно не имеет исторического прошлого и развитого общества, должны слиться с коренным населением.

Во-вторых, государственные российские учреждения и законы не должны изменять уклад жизни других народов, но должны способствовать сближению с коренным населением, усиливать единство страны, развивать уважение к правительству и его авторитет.

В-третьих, государственный язык должен стать основной, если в этом есть необходимость, а не языком, искусственно искореняющим другие языки.

В-четвертых, необходимо обеспечить власть церкви, но при этом не запрещать свободу выбора религии лицам, имеющим иное вероисповедание. Церкви следует обратиться не к полицейской власти, а создать положительный образ ее представителей. Надо внедрять религию не внешней силой, а убеждением, примером, должной жизнью духовенства.

Следует отметить, что при введении реформ Н.Х. Бунге оперирует вышеупомянутыми положениями, поскольку именно они усиливают государственный авторитет на административном уровне, а также защищают страну от внутренних и внешних врагов.

Итак, реформаторская деятельность М. Х. Бунге имела инновационный и революционный характер для того времени. Ряд идей актуален и по сей день.

Литература

1. Бунге Н.Х. Загробные заметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – 350 с.

2. Бунге Н.Х. Заметки о настоящем положении нашей денежной системы и средства к её улучшению // Сборник государственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – 240 с.

3. Бунге Н.Х. Общий оборот внешней торговли, торговый баланс и таможенные пошлины первостепенных держав в ХІХ столетии // Российский вестник. – 1867. – Т.71. – 114 с.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Другие страны

Экономисты милостью Божьей. Николай Бунге

Крупный теоретик, он показал себя непревзойдённым практиком, создал стабильную финансовую систему и стал первым в официальной России провозвестником необходимости социальной политики.

~~~~~~~~~~~


Николай Бунге


Сегодня наша страна столкнулась с финансово-экономическими проблемами, схожими с теми, что стояли во второй половине позапрошлого века. Тот опыт сохраняет несомненный интерес.

Особую ценность представляет практическая деятельность министерства финансов и теоретические разработки возглавлявшего его экономиста Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Он руководил ведомством с 1882 по 1887 год.

Предки Бунге имели шведское происхождение, в семье культивировались усердие, любовь к знаниям, дисциплина, воздержанность в быту. После окончания в 1845 году Киевского университета св. Владимира Николай Бунге был направлен на кафедру законов казенного управления в Нежинский лицей князя Безбородко (имевший статус высшего учебного заведения).

Уже спустя два года, в возрасте 24 лет (!) недавний выпускник, защитив диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого», становится магистром государственного права. А в 1850 году Бунге был удостоен степени доктора политических наук за диссертацию «Теория кредита». В развитие этих своих работ он подготовил и издал «Курс статистики» (1865) и «Основания политической экономии» (1870). Подробно анализируя зарубежную практику, Бунге настойчиво рекомендовал ограничивать хождение ассигнаций в пользу металлических, а также безналичных расчётов. Он пришёл к выводу, что бумажные, «зачастую многонулёвые» деньги провоцируют инфляцию и тем самым обесценивают обращение. Эти вопросы подробно изложены в книгах и статьях Бунге. Он также переводит и дополняет своими комментариями труды зарубежных авторов.



Кузнечный цех. Конец XIX века.


Не случайно Михаил Туган-Барановский отмечал, что Бунге «был очень сильным теоретиком и пришёл на пост министра как добросовестный учёный, который, кроме всего прочего, был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада». Бунге трижды избирался ректором Киевского университета. Первый раз - в 1859 году по рекомендации знаменитого Пирогова, хирурга и героя Севастополя. Выдвижение ректором столь молодого профессора не имело прецедента в истории университета. Но объяснялось теми переменами, которые происходили в общественной жизни. Императором стал Александр II - Освободитель. И, едва приступив к обязанностям ректора, Бунге был вызван в Петербург для участия в работе Редакционных комиссий, учреждённых для подготовки законопроекта об отмене крепостного права. Он вошёл в состав Финансовой комиссии, на которую было возложено создание модели выкупных операций.

В Киеве Бунге проработал три десятка лет. Он читал многочисленные курсы, в своих публикациях пытался раскрыть передовой опыт тех зарубежных стран, которые обогнали Россию в социально-экономическом развитии. При этом в науке занимал самостоятельную позицию. Во многом опираясь на идеи Адама Смита, Бунге вместе с тем считал, что цены определяются спросом и предложением. Движущей силой общественного развития он полагал стремление людей к удовлетворению потребностей путём «полезной деятельности», которая заключается не только в производстве предметов потребления, но и в научной, культурной, просвещенческой деятельности. «Хозяйственное устройство человеческих обществ… развивается вместе с успехами образования, благосостояния и нравственности, вместе с расширением круга деятельности и общественной власти, и индивидуальной инициативы. Общество благоустроенное не есть неизбежная форма свободно сложившихся частных отношений, как думали последователи Смита, - это результат непрерывного совокупного действия правительства и народа».

При Бунге сложилась киевская школа экономической мысли. Её представителей объединяло отрицание трудовой теории стоимости, неприятие социалистической доктрины, признание необходимости социальных реформ, преимущественное внимание к практическим вопросам экономической политики. Влияние Бунге на представителей школы ярко описано её видным представителем Дмитрием Пихно. «Что влекло нас, молодых студентов, к этому осторожному мыслителю, аудитория которого была полна слушателей и почти каждый выпуск давал молодых экономистов, с увлечением работавших под его руководством? Это была другая, более интимная, невидимая постороннему глазу духовная связь… Этот холодный с виду мудрец был весь проникнут недосягаемым нравственным идеализмом, за его иронической улыбкой, которая так часто смущала и которой мы так боялись, от нас не скрывалось нежное, любящее, отзывчивое и бесконечно доброе сердце».

В одном из своих первых (1883 г.) развёрнутых докладов императору Александру III Бунге отмечал: «Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для неё покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер. Далее - ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления».



Крестьянский банк. Киев.


Вступление Бунге в 1880 году в должность товарища министра финансов и вскоре, с 1 января 1882-го, министра обозначило новый этап в российской денежно-кредитной политике. В назначении на пост в правительстве учёного многие увидели признание высокого авторитета науки и необходимости специальных знаний. Но начинать работу пришлось в весьма сложных обстоятельствах. Сумма государственного долга на 1 января 1881 года превысила шесть миллиардов рублей. Предстояли новые займы - внутренние и внешние. Основными причинами были финансовые последствия русско-турецкой войны 1877-1878 годов и колоссальные государственные расходы по крестьянской и последующим реформам. Для предотвращения системного кризиса Бунге инициировал выпуск золотой шестипроцентной ренты 1883 года на доходы. Это улучшило финансовую ситуацию. Лавируя, идя на компромиссы, Бунге был стоек при защите доходов казны. Ангел кротости и доброты превращался в Геркулеса железной воли и не только председателю министров, но самому государю говорил «невозможно» в ответ на просьбу о деньгах.

Эту программу долговременной финансовой политики государства император одобрил, и в последующие годы она была выполнена почти полностью (кроме пункта о превышении - ввиду крупных расходов по погашению госзаймов).

Одним из первых финансовых мероприятий, проведённых Бунге, стало понижение выкупных платежей для крестьян. Оно было осуществлено в размере 1 рубля с каждого душевого надела в великорусских пределах и на 16 копеек с рубля в других местностях. Общая сумма понижения составила 12 миллионов рублей в год. Частичное освобождение крестьян (кроме государевых) от подушной подати в 1886-м - тоже заслуга Бунге. Это решение способствовало росту продуктивности сельского хозяйства. Вследствие стабилизации крестьянских доходов стал расти спрос на технику.

Бунге являлся сторонником государственного протекционизма и жёсткой налоговой системы. В период его руководства российским Минфином были увеличены налоги на сахар, спирт, табак. Были повышены гербовый сбор, пошлины примерно на 35% ассортимента российского потребительского импорта. Кроме того, в 1881 году была учреждена десятипроцентная надбавка на весь импортный тариф. Затем последовало повышение ввозных пошлин на вальцевое железо, сталь, технические машины, некоторые виды морских и речных судов. Тогда же ввели налог на золотодобычу и обработку драгметалла; дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.). Повышались ставки большинства других налогов. Эти меры позволили к концу 1880-х сократить дефицит госбюджета почти на 90%.

Вместе с тем, Бунге утверждал, что «обычные таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы главным образом как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров (то есть не быть подспорьем протекционизма. - А.Ч.), должны быть соотнесены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место, но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение любому безо всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия такие часто свидетельствуют о нерасчётливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах в стране нежелательны». Упомянутые проблемы, как ни странно, не потеряли актуальности и спустя 130 лет.

Банковское обслуживание крестьянства - тоже во многом заслуга Бунге. Он считал, что основные проблемы этой социальной группы связаны с недостаточным размером земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для расширения угодий. Для решения этих вопросов был создан Крестьянский банк. Он выдавал ссуды на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель. В 1883-1915 годах услугами банка воспользовались свыше миллиона крестьянских дворов. Они приобрели более 15,9 млн десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных ссуд превысила 1,35 млрд рублей.

Кроме того, Бунге инициировал активное развитие общероссийской железнодорожной сети и особенно межрегиональных магистралей, которые, по его мнению, «при пространствах, национальных и экономических особенностях, присущих Российскому государству, имеют наиважнейшее значение». В 1881-1889 годах на строительство путей сообщения было израсходовано около 133,6 млн рублей. Проложена 3461 верста железных дорог. Стальные артерии связали Поволжье, Средний Урал, Черноземье, Северный Кавказ, Бессарабию и некоторые районы Средней Азии.


Бакинские нефтяные промыслы. Конец XIX в.


В числе реализованных Бунге реформ - закон от 1 июня 1882 года, впервые в России регламентирующий фабричный труд, в том числе продолжительность рабочего дня, параметры выплат сверхурочных, социальные гарантии рабочим и их семьям. В 1886 году изданы правила найма и надзора за предприятиями.

Как вспоминал российский государственный деятель, учёный и предприниматель Владимир Ковалевский, «Бунге был первым министром финансов, исходившим из твёрдого и ясного сознания, что узкий «финансизм» - исключительная забота о государственных финансах в тесном смысле, - должен быть заменен «экономизмом» - широкой экономической политикой, направленной к развитию народного труда и производительных сил страны, и что хотя бы только удовлетворительного состояния государства нельзя достигнуть при бедности, бесправности и темноте массы населения».

В жизни Николай Христианович Бунге был, по свидетельствам очевидцев, весьма скромным человеком. Отправляясь в Гатчину, он ехал на вокзал на простом извозчике. Из своих доходов (20 тыс. руб. в год) тратил лишь часть, отправляя остальные суммы в кассы благотворительных учреждений для бедняков и учащейся молодёжи. Причём делал это анонимно, факт открылся лишь после его отставки.

Кстати, зародыши идей социальной политики содержатся в трудах Бунге ещё доминистерского, киевского периода. Так, в работе «Полицейское право» учёный особо выделял роль рабочих в прибылях акционерных компаний, которые он называл «товариществами нового времени». Ему (рабочему. - А.Ч.) «говорят: мы даём тебе как участнику, как акционеру, права капиталиста и собственника; ты можешь иметь голос в деле общем, а если у тебя есть знания и талант, то предоставляем тебе обязанности главы и руководителя, хотя бы ты не имел капитала». Для современной России эти рекомендации сверхактуальны.

Академик РАН Леонид Абалкин, который привлёк внимание к фундаментальным основам экономических воззрений Бунге, досадовал, что спустя столетие они по-прежнему недооценены. Речь шла в том числе и о создании ссудных касс, которые Бунге считал средством повышения материального благосостояния рабочих. Его могли бы поднять как «производительные товарищества», так и общества, создаваемые для просвещения рабочих, постройки квартир, выдачи пенсий и пособий, кредитные и потребительские кооперативы. В этой связи задача государства «состоит в установлении юридических норм для того, чтобы обеспечить ими возникновение и деятельность новых хозяйственных союзов на правах юридических лиц».

В конце своей жизни Бунге, который ранее читал лекции для наследников престола, составил политическое завещание, адресованное Николаю II («Загробные заметки», 1893-1894 гг.). В нём, опираясь на собственные исследования, международный экономический опыт и результаты проводимых реформ, учёный пропагандировал умеренное - поэтапное, системное, основанное на российской специфике - реформаторство. Он предлагал также больший уровень общественной самостоятельности, выступил за комплексное освоение национальных окраин при сохранении их самобытности. Бунге фактически предлагал «дрейф» Российской Империи к «просвещённой конституционной монархии», как обозначил цель Дмитрий Мережковский.

Словом, деятельность Николая Христиановича Бунге - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по укреплению государственной финансово-экономической системы, а также внешнеторговых позиций России, проведению назревших, усиливающих державу преобразований.



error: Контент защищен !!