Библиотека как социально культурный центр. "библиотека как социокультурный институт"

Проект

«Школа как социокультурный центр развития»

Год создания проекта: 2016

Аннотация проекта

Сельская школа может стать социокультурным центром и решающим образом влиять на уклад села, его культурное развитие.

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы в формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему.

Все эти замыслы можно реализовать при создании программы развития школы «Школа как социокультурный центр развития».

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:

формирование гармонически развитой личности:

нравственное, эстетическое и физическое совершенствование детей;

удовлетворение духовных запросов и развитие их творческих способностей

Центр развития

Цель:

создать наиболее благоприятные условия развития для всех обучающихся школы, с учетом различий их склонностей и способностей, используя возможности образовательного пространства школы, развития дополнительного образования, привлечение социальных партнеров;

Задачи:

организация деятельности педагогического коллектива по формированию «единого организма», постоянное взаимодействие и нахождение новых сфер сотрудничества всех структур, входящих в социокультурный центр развития;

    организовать и проводить постоянную диагностику влияния социокультурного пространства на воспитание и качество обучения учащихся.

Сроки реализации: 2 года.

    адаптационный период (3 месяца):

На начальном этапе адаптационного периода провести диагностическое исследование, анкетирование родителей, учащихся школы для определения запроса социума.

Разработать Программы сотрудничества с социальными партнерами по месту жительства: сельской библиотекой, сельским Домом культуры (СДК), ДШИ.

Создать творческую группу, как коллективный орган управления жизнедеятельностью социокультурного центра.

    Переход намеченной программы из адаптационного периода в режим функционирования;

Представить проект на методическом объединении, организовать семинары для педагогов, родителей и односельчан по изучению и применению данной программы.

сентябрь 2013 (методический совет) «Проектирование и прогнозирование развития школы. Школа как социокультурный центр».

Декабрь 2013 (педсовет) «Совершенствование системы воспитания в рамках личностно-ориентированного образования»

Апрель 2013(семинар по воспитательной работе) «Школа как социокультурный центр»

    реализации программы развития школы

Сельский дом культуры (в дальнейшем СДК) – на базе СДК организоватьтворческие коллективы для детей:

ИЗО-студия «Куколка» (изготовление кукол), театрально-музыкальный кружок;

    Изучение истории костюма, народной игрушки;

СДК поддерживает инициативу школы, и совместно проводят мероприятия, организованные центром развития;

ДШИ участвует во всех программах, проводимых по проекту «Школа, как социокультурный центр развития» и обеспечивает профессиональную поддержку всем мероприятиям села и всего поселения;

Сельская библиотека– организован для школьников постоянно действующий кружок «Юный библиотекарь», проводятся тематические выставки, викторины, научно-познавательные игры, проходит ежегодный конкурс на лучшего читателя по различным номинациям.

Заведующая библиотеки организует свою деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных принципов подрастающего поколения и взрослого населения села и всячески содействует работе центра;

определение перспектив дальнейшего развития

Принимать участие в районных, областных конкурсах;

Организация сотрудничества с другими детскими организациями, театром кукол;

Ожидаемые результаты

· создать социокультурный центр, где дети учатся жить активно, развивают и реализуют свои способности;

· предоставление равных возможностей с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности;

· создать школу, конкурентно способную на рынке образовательных услуг.

Афиширование проекта:СМИ

Ресурсы:

Руководитель (ответственный исполнитель) проекта;

Творческая группа;

Материалы для изготовления кукол, декораций, костюмов; для строительства площадки;

Техническое оснащение (Швейные машины: 2шт., оверлок, компьютер, музыкальный центр)

Инструменты для ручного шитья.

Заключение

Значение культурного развития чрезвычайно важно для современного общества. Культура села находится на очень низком уровне, но это можно исправить. Начать нужно с малого, постепенно усложняя задачу. Тесное сотрудничество семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы необходимое условие для реализации проекта.

Приложение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Составитель: преподаватель

первой квалификационной категории

Хоменко Мария Владимировна

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не каким-то наитием. Оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками; проявлял и развивал свою любознательность не только вопросами, но и трудом».

В.А.Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В этих замечательных, проникновенных словах выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Он был убежден: чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности в том, что из него вырастит умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука – то, что порождает человеческие пороки.

Настоящая рабочая программа по предмету «Тряпичные куклы» рассчитана на 4 года обучения для всех желающих без предварительного отбора учащихся средних общеобразовательных школ, начиная с первого класса.

Из словаря русского языка С.И.Ожегова «Кукла» это детская игрушка в виде фигурки человека, знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фиксирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

Кукла для человека в детстве не обязательно, она - партнёр в общении во всех его проявлениях. Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Являясь частью образовательного процесса ДШИ, рабочая программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного творчества, народных праздников и обрядов, знакомство с которыми обеспечивает органичность усвоения материала и понимания народной культуры.

1.1. Причины введения программы, обоснование актуальности, значимости преподаваемого предмета

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общего эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности её развития.

Рабочая программа «Тряпичные куклы» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и является частью образовательной программы ДШИ. Новизна программы состоят в следующем: это обобщение опыта работы автора в сфере дополнительного образования детей в качестве преподавателя.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Актуальность рабочей программы взаимосвязана с её широкими педагогическими, воспитательными и образующими возможностями, содействует приобщению детей к народному творчеству, фольклору и национальным особенностям культуры, способствует более глубокому пониманию мировой художественной культуры, обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного творчества, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности ребенка.

1.2. Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса обучения

Программой предусмотрено усвоение теоретического материала по теме «История тряпичной куклы», что способствует грамотному созданию собственных композиций и художественных изделий. Теоретическое и практическое обучение учащихся производится одновременно.

В процессе обучения дети осваивают следующие разделы программы: освоение технологии рукоделия (плетение, вязание, шитьё); изучение культуру и традиций разных народов в изготовлении кукол; моделирование, конструирование, оформление нарядов для кукол разных народов; создание образа куклы; воспитание эстетического вкуса; формирование профессиональных навыков, через комплексное освоение русской традиционной культуры, где творческие задания подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его возрастом, уровнем способностей и психофизическими данными.

1.3. Цель и задачи программы

Художественное творчество учит получать наслаждение не только от результатов своего труда, но и от самого процесса; стимулирует внесение индивидуального, оригинального, личностного. Художественное творчество воспитывает не духовного потребителя, а, человека, творчески относящегося к искусству, к жизни в целом.

Важным моментом в организации творческого процесса обучения является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей школьного возраста. Потребность достижения успехов должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка бы, имеющимся у ребёнка.

Цель настоящей программы заключается в создании условий для развития творческих способностей и задатков учащихся, способствовать формированию основ эстетической культуры чрез освоение исторической памяти Русского народа (рукоделие), его самореализации и социальной адаптации. В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи :

Образовательные: знакомство с новыми технологиями в искусстве рукоделия (изготовления тряпичной куклы)

Развивающие: развитие образного, логического и художественного мышления, зрительной памяти, творческих способностей

Воспитательные: воспитание любознательности, дисциплинированности, организованности

Овладение навыками ручного шитья (плетение, вязание, шитьё) Развитие мелкой моторики через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребёнка Приобщение к труду через освоение народных традиций.

Освоить способы и технические приемы работы с различными материалами Совершенствование эмоциональной сферы. Формирование умений выражать свои переживания, настроения и ощущения с помощью рукоделия. Формирование художественного вкуса Изучение истории возникновения народной игрушки.

Освоение современных народных традиций

Обучение наблюдательности ручного труда. Духовное и нравственное развитие

Сплочение детского коллектива, воспитание лучших человеческих качеств: любовь к труду, традициям.

Условия реализации программы:

Для реализации учебного процесса в ДШИ созданы условия для формирования у ребят мотивации к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению. Формирования мотивации учащихся:

1. развитие интереса к деятельности через осознание её смысла для жизни;

2. обучение операциям, действиям, которые позволяют детям очень быстро использовать их в самостоятельном творческом процессе, (мотив подкрепляется умением);

3. обеспечение каждому ученику эмоционального климата с учётом разноуровневых и разносторонних интересов и возможностей;

4. формирование волевых качеств – умение довести дело до конца, преодолевая трудности;

5. формирование адекватной самооценки, объективный анализ своей деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения и рассчитана на всех желающих без предварительного отбора учащихся средних общеобразовательных школ в возрасте 7(6) – 12 (13) лет, усидчивые, склонные к рукоделию и кропотливой работе. Планируя годовую работу необходимо учитывать условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек.

На уроках создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, уверенности в своих способностях создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.

В работе на уроках используются необходимые материалы и инструменты: образцы игрушек, сделанные руками учителя; лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы; катушечные нитки №30, №40 разного цвета; карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек; таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним; электрический утюг и рабочую одежду.

1.6. Психолого-педагогические предпосылки младшего возраста

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребёнка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Исследователями физиологии детей установлено, что развитие речи зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. Хорошим материалом для развития пальчиковой моторики служит бумага, различные виды ткани, пластилин, мягкая глина.

Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию творческой активности (при специально организованном обучении, включая творческие задания).

Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли преподавателей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, являются полезными для общего развития ребёнка. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

Важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческих для ребёнка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребёнка к делу, а не только выполненная работа и её конкретный результат.

Казахстан находится на стадии формирования мощной информационной инфраструктуры, в которой библиотеки являются органичной и существенной составляющей, выполняют большую информационную, образовательную, культурную и социальную функции. Сегодня библиотеки переживают поворотный момент своей истории, происходяший под влиянием изменения социально-экономического развития общества. Новое время является переломным для библиотеки как культурного и социального института (6, С. 325).

Максимально приближенная к населению, сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни, единственным учреждением, предоставляющим бесплатное пользование книгой, обеспечивающим конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. Именно сюда сельские жители идут за любой справкой, консультацией, да и просто за советом (19).

Сельская библиотека ответственна как за будущее, за сохранение и развитие социально-культурной сферы местного сообщества, так и за предоставление полноценных, качественных услуг в настоящем.

Значение сельской библиотеки как социального института особенно велико, ведь её читателями являются практически все жители села, и взрослые, и дети (14).

Основные функции и категории пользователей

Основные функции.

В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными. Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума. По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество. Перечень социальных функций библиотеки обширен. В "Библиотечной энциклопедии" выделяются информационная, просветительная, образовательная, досуговая (рекреационная, гедонистическая), воспитательная, ценностно-ориентирующая, социализирующая. Именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (3, С. 26).

Тикунова И.П. в своей статье "Сельская библиотека - центр жизни местного сообщества" выделяет такие функции сельской библиотеки как:

  • - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций;
  • - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры;
  • - содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории;
  • - опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения;
  • - социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию (20, С. 112-116).

Мне больше нравится, как определяет основные функции сельской библиотеки - Бражникова С. в 3 главе статьи "Моя многофункциональная профессия...: Деятельность сельских библиотек на современном этапе" (7, С. 15-17). социокультурный библиотека книжный

Она говорит, что увеличилось не только количество функций сельской библиотеки, но и изменилось содержание традиционных.

Функции, которые реализуют массовые сельские библиотеки, и соответствующие им основные направления работы, следующие:

Информационная:

  • * сельский информационный центр - собирает, хранит исходные документы местных органов власти, связанные с деятельностью местного сообщества;
  • * деловая библиотека - информационное обеспечение и поддержка деятельности специалистов различных профилей;
  • * справочная библиотека - обслуживание фактографических запросов;
  • * центр правовой информации;
  • * центр социально-бытовой информации - реализуя этот и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультативную функцию;
  • * центр экологической информации;
  • * доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль);
  • * информационный центр защиты прав потребителей.

Образовательная:

  • * центр поддержки систематического образования;
  • * центр самообразования;
  • * центр компьютерной грамотности;
  • * центр обучения

Культурная (шире - культурологическая):

  • * библиотека популярной литературы;
  • * центр продвижения чтения;
  • * центр межкультурной коммуникации;
  • * центр межличностного общения;
  • * центр досуга;
  • * центр меценатства и культуротворчества (библиотека ищет талантливых людей, предоставляет им площади для выставок и выступлений, выдает на собственные средства произведения местных авторов, делая их творчество общественным достоянием).

Мемориальная:

* хранение документального наследия (книжных памятников).

Аналитическая:

* аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации.

Краеведческая:

  • * центр летописания территории;
  • * лингокраеведческий центр (словарь местного говора, словарь местной топонимики);
  • * центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция);
  • * центр местной генеалогии.

Идеологическая:

  • * центр, что способствует реализации государственной политики и идеологии (по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
  • * центр формирования гражданского общества (общественные форумы);
  • * связующее звено между властью и населением, особенно если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководителями; виртуальная приемная;
  • * социологический центр - изучает проблемы и перспективы развития местной власти.

Педагогическая:

* воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.

Социальная:

  • * центр поддержки незащищенных слоев населения (социальные центры типа "Милосердие", "Забота" и т.д.);
  • * центр социальной коррекции (работа с подростками девиантного поведения, в том числе с колониями для несовершеннолетних);
  • * центр социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеры, участники войны, дети из малообеспеченных семей, переселенцы, инвалиды);
  • * библиотерапевтический центр;
  • * центр поддержки семьи;
  • * библиотекарь как социальный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, лекарств и т.д.);
  • * консультационный психологический центр.

Разрешительная:

  • * центр сельских мероприятий;
  • * клубы, гостиные, встречи.

Просветительская (традиционные направления работы).

Коммуникативная:

* развитие социального партнерства.

В материалах Международной библиотечной ассоциации (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам.

Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются следующие: дети, молодежь, взрослые, среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этнические группы; люди, имеющие инвалидность; люди, помещенные в специальные учреждения - больницу, тюрьму; группы и учреждения, представляющие другие структуры общины: местные бизнесмены, руководство местного самоуправления, учебные и культурные организации и т.п.

Значительную часть основных пользователей современных сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы. В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п. Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, "Крестьянка", "Ваши 6 соток" и др. (13, С. 30-43).

Таким образом, наибольшие изменения претерпели функции именно сельских библиотек, даже в большей степени, чем городских. Именно на селе библиотека остается единственным реально действующим институтом, способным удовлетворить различные запросы граждан. Благодаря такой полифункциональности, библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства (7, С. 15-17).

На сегодняшний день существенно меняется функция библиотек. Они трансформируются в своеобразные "центральные зоны современного общества", где одно из ведущих мест занимает образование на протяжении всей жизни. Это продиктовано требованием высокой конкурентоспособности и профессиональной компетенции, для которых необходимы навыки поиска, быстрого отбора и использования качественной информации. Библиотека выполняет также важную социальную функцию: она предоставляет равный доступ к информации всем гражданам, независимо от социального положения, расовой, этнической и религиозной принадлежности, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями. Для последней категории населения библиотеки подчас являются единственным каналом социальной мобильности (6, С. 310).

Современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА) (13, С. 30-43).

Сельская школа была, есть и будет важной составляющейобразовательной системы. Она призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей, росту уникального потенциала отечественной культуры. В России сельская школа занимает особоеместо, прежде всего благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села.

Изменения приоритетов в образовании, переход на ФГОС нового поколения ставит перед образовательными организациями новые задачи.Выпускники сельских школ на равных конкурируютс городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения. Как и их городские сверстники, они должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, испытывать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, иметь активную жизненную позицию, строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических реалий, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в разныхсферах деятельности.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполним, если сельская школа научится максимально использовать не только свой потенциал, но и кадровый, материальный потенциал социальных партнёров (сельского Дома Культуры, библиотеки, ФАП, сельской администрации). Одной из перспективных моделей такого взаимодействия может быть социокультурный центр.

Социокультурный центр представляет собой образовательнуюорганизацию, интегрирующую общеобразовательную школу, Дом Культуры, сельскую библиотеку, ФАП иреализующую программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающую разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, спортивное, художественное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии.

Предлагаемая инновационная модель социокультурного центра представляет собой социально-педагогическую, социокультурную систему, создаваемую для обеспечения более полноценного образования и разностороннего развития детей и молодежи, а также для вовлечения в образовательный и воспитательный процессывзрослых.

В отличие от традиционной школы сельский социокультурный центр объединяет всех, кто непосредственно занимается вопросами детства, юношества, семьи, социальной работы: школу, семью, детский сад, дом культуры, библиотеку, ФАП, администрацию сельского поселения,производственные предприятия.

Социокультурный центрна основе объединения образовательных ресурсов создает благоприятные возможности для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, её самоопределения в новых социально-экономических условиях.

Важнейшая задача реализуемой модели – защита интересов детей, молодежи, семьи, в связи с этим социокультурныйцентр создает систему социально-педагогической деятельности в деревне, помогает преодолеть существующие противоречия между семьей и школой и психологические барьеры между взрослыми и детьми.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», заботао развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Наш ребенок естественным образом связансо своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств.

Сельский социокультурный центр призван заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим выстраивается система образовательно-культурной деятельности, нацеленная на развитие личности и еёуспешную самореализацию. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни – человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в деревне.

Поэтому администрация и педагоги нашей школы проанализировали потенциал развития школы, в результате были выявлены следующие проблемы:

· Недостаточно полно разработана нормативно-правовая база деятельности школы.

· Отношения с социальными партнерами не оформлены договорами.

· Инновационная деятельность школы не носит систематический характер.

· Недостаточный уровень владения всеми педагогическими работниками современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве).

· Спектр образовательных услуг в рамках дополнительного образования, которые может предложить школа, ограничен возможностями педагогического коллектива школы.

· Из-за малой наполняемости классов отсутствует здоровая интеллектуальная конкуренция, что составляет проблему мотивации участия обучающихся в школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Внеклассная работа по предметам недостаточно ориентирована на подготовку обучающихся к олимпиадам.

· Работаорганов ученического самоуправления неэффективна, низка активность обучающихся в работе детских общественных организаций и объединений.

· Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания обучающихся.

· Устарела материальная база учебных лабораторий.

· Недостаточно оснащены кабинеты мультимедийным оборудованием.

· Количество спонсоров, с которыми налажено эффективное сотрудничество, невелико.

На основании выявленных проблем были поставлены следующие задачи:

1. Привести нормативно-правовую базу школы в соответствие с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Заключить договоры о сотрудничестве ссоциальными партнерами.

3. Обеспечить оптимальный уровень владения всеми педагогами современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве) и участие в инновационной деятельности.

4. Привлечь социальных партнеров (сельский Дом культуры, сельская библиотека, ФАП) для развития системы дополнительного образования

5. Ориентировать внеклассную работу по предметам на подготовку обучающихся к олимпиадам, разработать индивидуальные траектории развития одаренных детей.

6. Активизировать работу органов ученического самоуправления за счет участия обучающихся в общественной жизни ближайшего социального окружения, создать условия для самоопределения и самореализации в социальных сферах проживания: в семье, коллективе, деревне, районе, области, России.

7. Организовать здоровьесберегающую образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей здоровья обучающихся.

8. Обновить материальную базу учебных лабораторий, фонд библиотеки электронными образовательными ресурсами, методической, художественной литературой и периодикой, укомплектоватькабинеты мультимедийным оборудованием, в том числе и за счет привлеченных спонсорских средств.

9. Планировать деятельность социокультурного центра на основе имеющегося опыта сотрудничества с социальными партнерами и привлечь кадровыйи материально-технический потенциал социума для расширения образовательной среды.

Решение этих задач возможно при интеграции имеющихся в селе культурно-образовательных ресурсов и создании социокультурного центра, который можетстать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Таким образом, целью создания социокультурного центра, является формирование средствами совместной работы школы и социальных партнеров образовательной среды для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития личности воспитанников и обучающихся.

В основе деятельности социокультурного центра лежат следующие идеи:

· Социокультурный центр позволяет открыть двери образовательного учреждения для всех граждан села, которые нуждаются в саморазвитии и самореализации.

· Социокультурный центр оказывает социально-педагогическую помощь семье и детям.

· Социокультурный центр открывает жителям села доступ к многообразию современной информации, включая Интернет, дает возможность создать на базе общеобразовательного учреждения собственные средства массовой информации (радио,газету).

· Социокультурный центр помогает объединить жителей деревни в сельские сообщества для решения образовательно-культурных, благотворительных, воспитательных, этнокультурных и других проблем и способствует приобщению сельских граждан, включая детей, к общественной жизни школы и села.

· Социокультурный центр помогает создать систему оздоровительной деятельности с различными категориями сельского населения и приобщить значительную часть детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом.

· Социокультурный центр дает возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей, молодежи и взрослых. Общими силами педагогов, родителей, детей создается эстетически привлекательная образовательно-культурная среда. Одна из главных задач образовательного процесса – совместное облагораживание окружающего пространства, включая благоустройство школы, деревни и её окрестностей.

· Социокультурный центр ориентирует на организацию наиболее значимой системной деятельности по изучению истории и традиций своей школы, малой и большой Родины, по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

· Социокультурный центр позволяет объединить носителей родного языка и традиций приобщить подрастающее поколение к изучению, сохранению и развитию народной культуры и населения.

Образовательная среда социокультурного центра будет развиваться на основеследующих принципов:

1) Принцип природосообразности предполагает, что образование должно согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Этот принцип требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия учителей и обучающихся учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, вплоть до индивидуализации, учитывали состояние здоровья ребенка и его физический потенциал.

2) Принцип культуросообразности . Он заключается в том, что образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы образования будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму родного села, его различных социальных групп и учитывают сложившиеся местныекультурные традиции. Тем более что сельской школе в значительной мере присуще бережное сохранение культуры и народных традиций.

3)Принцип системности требует рассматривать школу как систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, это преемственность ступеней обучения, знаний, комплексность в их усвоении, это система отношений социального партнерства всехорганизаций, заинтересованных в воспитании будущего поколения.

4) Принцип деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Деятельностный подход создает такие условия, которые способствуют раскрепощению в каждом ребенке творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей среды и самого себя, позволяет строить образовательный процесс не на пассивно – созерцательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ребенка.

Школа как социокультурный центр должна обеспечить доступность всех уровней (дошкольное, начальное, основноеобщее, дополнительное) образования в соответствии с потребностями и возможностями обучающегося и независимо от его социального и материального положения. Она может обеспечить организацию здоровьесберегающейсреды и статьцентром пропаганды здорового образа жизни на селе.

Мы сможем повысить качество образования за счет разработки единой логики дошкольного, начального, основного образования, предпрофильной подготовки, дополнительного образования, а также освоения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.

На базе социокультурного центра будет организован воспитательный процесс не как однонаправленнаяпередачаопыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание ориентировано на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Работа социокультурного центра поможет согласовать действия всех сторон, участвующих в образовательном процессе для успешного решения поставленных задач.

Таким образом, школа-социокультурный центр даёт возможность максимально развивать способности каждого ученика, формировать физически здоровую, творчески мыслящую, духовно богатую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, ориентированную на высокие нравственные ценности, интегрированную в систему национальной и мировой культуры, способную в последующем на участие в развитии общества.

Главной приметой настоящего времени во многих сферах деятельности человека являются перемены. Особенно подвержена им сфера образования. Развивая школу, мы развиваем всю систему в целом. Школьная Библиотека - есть структурное подразделение данной системы, поэтому, сегодня как никогда актуален вопрос о модернизации традиционной библиотеки образовательного учреждения в современную, активно развивающуюся службу. Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация и автоматизация библиотечных процессов… Вокруг этого должна выстраиваться повседневная работа школьного библиотекаря. Школа переживает непростое время перемен и библиотека - вместе с ней. В числе причин, позволяющих рассматривать современную школьную библиотеку как центр информационной подготовки участников образовательного процесса, прежде всего, следует назвать два тесно взаимосвязанных фактора: во-первых , вхождение человека в новую стадию своего развития - информационное общество и общество знаний, во-вторых , коренные изменения в мировой системе образования. Одним из проявлений этой взаимосвязи стало усиление резкого разрыва между возрастающими потоками информации, являющимися, наряду с информационно-ко ммуникационными технологиями (ИКТ), атрибутами информационного общества, и возможностями получения необходимых человеку знаний для успешной учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Этот разрыв, это противоречие как раз и определяет важность особой - информационной подготовки всех участников образовательного процесса.

В Проекте Манифеста ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций), в качестве одного из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки названа информационная подготовка юных граждан. Соответственно, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счёт превращения библиотеки в особый центр информационной подготовки подрастающего поколения. Специфика такого центра определяется тем, что учащиеся получают в нём особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска с использованием как традиционной (ручной), так и новой информационной (информационно-к оммуникационной) технологии: анализа и синтеза найденной информации, самостоятельной подготовки необходимых информационных продуктов - конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию. «Информационная грамотность — способность знать, когда информация необходима, уметь ее идентифицировать, получить доступ, оценивать и эффективно использовать информацию для решения вопроса или жизненно важной проблемы самостоятельно, поэтому такая грамотность — это ключевой компонент непрерывного образования, достижения экономического успеха и высокого качества жизни. В сегодняшнем информационном обществе обладание информационной грамотностью важно для достижения индивидуального успеха и национальной конкурентоспособ ности» [ От информационной грамотности - к информационной культуре: Методическое пособие для библиотекаря и учителя по использованию информационного интегрированного продукта «КМ-Школа». Часть1:Роль библиотеки в формировании информационной культуры ] . [ Концепция формирования информационного общества в России ].

В нашем ОУ процесс преобразования школьной библиотеки в информационный центр начался в декабре 2011 года, когда, по рекомендации администрации ОУ и МОУО, было принято решение о выдвижении ПРОЕКТА « » () на Региональный конкурс культурно-образо вательных инициатив. По итогам этого конкурса нашей библиотеке был присвоен статус « Региональная инновационная площадка » (Приказ Мин. образования, науки, и молодёжной политики Забайкальского края №1437 от 30 декабря 2011 года ). Срок реализации проекта - 3 года (2012-2014).

Уже на стадии подготовки проекта, анализ имеющихся на тот момент ресурсов школьной библиотеки показал, что материально-техн ическая база недостаточна для реализации некоторых поставленных в проекте задач. Но для того и ставятся задачи, чтобы их выполнять. «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…».

Фундамент любой библиотеки - это её фонды. Школьная библиотека - это особая структура, её фонды делятся на 2 части: основные фонды и учебники .

Ф онд учебников комплектуется в соответствии образовательной программой ОУ и Федеральным перечнем учебников. Финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета и региональных субвенций. А вот, что касается основных фондов , то, ни для кого не секрет, что они пополняются крайне редко, что приводит как к физическому (ветхость), так и моральному их устареванию. Для пополнения этих фондов. кроме централизованног о комплектования, мы используем различные методы, например:

    участие ОУ в благотворительны х акциях, например « КНИГА - СЕЛУ » (акция была организована в 2012 году Забайкальской краевой УНБ им. А.С. Пушкина, получено 65 детских книг), « БИБЛИОТЕЧКА К 1 СЕНТЯБРЯ » (получено 19 художественных книг краеведческого характера);

    пожертвования жителей села (81 художественная книга);

    формированиеи накопление тематических папок.

Особенно хочется отметить, что за последние два года значительно увеличился фонд литературы по краеведению. Это произошло частично за счёт централизованног о комплектования, частично за счёт участия в благотворительны х акциях, а так же за счёт создания и оформления тематических папок из материалов периодических изданий, переданных из фонда библиотеки МОУО.

Формирование фонда ЭОР (электронных образовательных ресурсов) осуществляется за счёт:

    централизованног о комплектования библиотеки ОУ материалами на электронных носителях информации;

    использования материалов Федерального центра информационно-об разовательных ресурсов http :// fcior . edu . ru ;

    создания и пополнения банка данных работ преподавателей и учащихся на электронных носителях (CD-ROM);

    участия образовательного учреждения в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» в 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебных годах (участие продлено на 2014/2015 год) https://my.1sept ember.ru .

Фонд собственной печатной продукции формируется за счёт:

    создания буклетов и памяток тематического, рекомендательног о и справочного характера;

    выпусков школьной газеты «Портфельчик».

Оснащение библиотеки необходимым для полноценного функционирования оборудованием, было осуществлено за счёт победы в октябре 2013 года в Региональном конкурсе социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума.

(http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/nashi_dosti zhenija/0-7)

На реализацию проекта « Школьная библиотека - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса » был выделен Грант в размере 58 000 рублей. 24 000 выделил Забайкальский филиал ОАО РЖД и 34 000 - операционный офис в г. Чите филиала ОАО Банк ВТБ в г. Красноярске. Согласно заявленной в проекте смете, нами было приобретено:

    3 ноутбука с лицензионным программным обеспечением;

    струйный цветной принтер с СНПЧ;

    Wi - Fi роутер.

Это позволило оборудовать рабочую зону для пользователей и обеспечить доступ к локальным ресурсам ОУ и библиотеки (тематическим папкам, электронным библиотекам), а так же ресурсам сети Интернет.

Улучшение материально-техн ической базы школьной библиотеки позволило значительно продвинуть работу по реализации основных направлений РИП. Появилась достаточно хорошая база для обучения школьников по программе «Основы информационной культуры» . В настоящее время обучение ведётся в соответствии с программой, выложенной на сайте школьной библиотеки (http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/informacion naja_kultura/0-9) , но начата разработка и апробация учебного курса « Основы информационной культуры личности », на основе программы, составленной доктором пед. наук, профессором Гендиной Н. И.; кандидатом пед. наук, доцентом Стародубовой Г. А. и старшим преподавателем Уленко Ю. В. В 2013-2014 году мы начали апробацию этой программы в 1-3 классах (обучающихся по ФГОС НОО). Естественно, невозможно начать обучение с середины программы, поэтому учащиеся 2-3 класса обучаются по программе 1 класса, с корректировкой на их возрастные особенности, знания, навыки и умения.

Техническое оснащение библиотеки позволило вывести на более качественный уровень работу творческого объединения «Издатель» - была решена проблема с помещением для работы, имеющим необходимое оборудование и доступ ко всем информационным ресурсам (на традиционных и электронных носителях, ресурсам удалённого доступа, локальной сети и сети Интернет), решена проблема распечатки номеров школьной газеты «Портфельчик», которая издаётся с 2006 года. Обучение по программе дополнительного образования является одним из направлений работы Региональной инновационной площадки.

Реализация программы «ИЗДАТЕЛЬ» осуществляется на базе нашей школы от Муниципального учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Вдохновение» г. Хилок. На сегодняшний день объединение посещают две группы учащихся: первого и второго года обучения. С программой можно ознакомиться на сайте школьной библиотеки

http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/schcolnaya_ gazeta/0-8

Издательство зарегистрировано на образовательном портале «Школьная пресса» и включено в реестр школьной прессы России (RSPR )

Ежемесячно выпускается 1-2 номера школьной газеты «Портфельчик», в которых мы пишем о событиях, происходящие в школе, об успехах наших учащихся и педагогов, публикуем творческие работы учащихся и жителей села. В ноябре-декабре 2013 года члены творческого объединения «Издатель» стали участниками муниципальной заочной олимпиады школьников «Неболит» в рамках антинаркотическо й акции «Классный час»; в рамках акции «Забайкалье против наркотиков», мы выпустили специальный тематический номер газеты, в который были включены творческие работы членов кружка. Этот тематический выпуск был отправлен МОУО на 3-й региональный творческий конкурс «Забайкалье против наркотиков»

Результатом работы объединения стало: повышение уровня компьютерной и информационной грамотности ребят; развитие их творческих способностей; сотрудничество с творчески одарёнными жителями села; регулярный выпуск школьной газеты «Портфельчик» (с публикацией на сайте школьной библиотеки http:// biblio 18 haragun . ucoz . ru и на странице МБОУ СОШ №18 во Всероссийской школьной образовательной сети http :// dnevnik . ru , размещением на стендах в зданиях школы, здании сельской администрации, конторе ПЧ-2 и СКЦ «Энергия жизни»).

В мае планируется выпуск сборника стихотворений одной из жительниц села, к изданию его готовит один из членов объединения - внучка автора. ;

Ведётся работа по организации и проведению курсов «Основы компьютерной грамотности» для жителей поселения. За два года реализации проекта РИП мною были проучены 4 группы (40 чел.). Курсы проводились в соответствии с договорами, заключёнными с ГОУ компьютерный колледж г. Чита (10 человек) и НОУ «Открытый молодёжный университет» г. Томск (30 человек) по программе «Пользователь ПК». Все обученные получили свидетельства государственного образца.

В первый же год реализации проекта РИП был создан новый сайт школьной библиотеки http://biblio18h aragun.ucoz.ru/ , для создания которого был использован бесплатный конструктор сайтов http://www.ucoz. ru/ . Об эффективности работы сайта можно судить по его посещаемости - за небольшой период его существования, посещаемость составила более 4000 человек .

Создание электронной базы данных на платформе 1С Школьная библиотека - находится сейчас в начальной стадии. В феврале 2014 года я прошла курсовую подготовку в ЗабКИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Информационно-т ехнологическое сопровождение библиотечно-инфо рмационной деятельности». В сентябре 2014 года на рабочий компьютер будет установлено необходимое программное обеспечение и начнётся работа по созданию электронной базы данных.

Таким образом, в рамках реализации проекта РИП, были полностью выполнены 4 из 6 поставленных задач. Задача по созданию базы данных на платформе 1С Школьная библиотека находится в стадии реализации и её выполнение будет продолжено в соответствии с программой развития библиотеки на 2015-2018 год. Кроме того, созданы все условия для реорганизации структурного подразделения «школьная библиотека» в структурное подразделение «библиотечно-инф ормационный центр (БИЦ)». В настоящее время осуществляется работа по внесению изменений в Устав ОУ (ОО - образовательной организации) и подготовка локальных актов и нормативных документов, регламентирующих работу нового структурного подразделения МБОУ СОШ №18 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФО РМАЦИОННОГО ЦЕНТРА.

За период с 2011 по 2014 год заведующая школьной библиотекой имеет следующие достижения в профессиональной деятельности: http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/nashi_dosti zhenija/0-7

в 2011 году:

    участник международной научно-практичес кой конференции « Образовательная среда как фактор повышения качества образования » в секции 4 « Информационно-об разовательная среда как фактор повышения качества образования »

    Победитель Всероссийского конкурса « Школьный библиотекарь года 2010 » (очный этап проведён в рамках V Всероссийского форума школьных библиотекарей в ноябре 2011 года)

    участник V Всероссийского форума школьных библиотекарей . Тематическая программа форума содержала около 40 лекций, круглых столов, мастер-классов, специальных докладов, презентаций, лекций.

    Победитель Всероссийского конкурса « Лучшая школьная библиотека » в номинации « Библиотека как социокультурный центр жизни села, посёлка, малого города. Социальное партнёрство » http://rusla.ru/ rsba/help/itogi_ konkyrs

    лауреат Всероссийского конкурса проектов Intel® « Образование вне стен классной комнаты » по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразователь ных школ России http://edugalaxy .intel.ru/index. php

    Школа цифрового века »

    Победитель Х регионального конкурса культурно-образо вательных инициатив. ОУ присвоен статус РИП « Школьная библиотека - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса »

    дипломант 3 степени краевого конкурса учебных проектов программы Intel® « Обучение для будущего » в программе «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» http://chipkro.r u/sight/articles /76/3443

в 2012 году:

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »

    участник II Краевого форума инновационных проектов . Мастер-класс « Формы и методы работы школьной библиотеки при выполнении ФГОС второго поколения »

    участник краевого конкурса «Лучший библиотекарь образовательного учреждения Забайкальского края

    участник 4-го конкурса проектов Intel « Школа будущего вместе с Intel - 2012 » среди общеобразователь ных школ России.

в 2013 году

    Победитель Всероссийского конкурса для библиотекарей «Точка пересечения» в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (Грамота №Ф01589/12 от 28.02.2013) http://festival. nic-snail.ru/

    лауреат конкурса « Школьная библиотека как центр интернет развития школы » VII

    участник конкурса « Методическая мастерская » VII Всероссийского форума школьных библиотек «Михайловское 2013»

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »

    Победитель Регионального конкурса социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума (получен Грант в размере 58 000 руб.)

    Победитель II Краевого конкурса «Библиотека - информационный центр школы» http://ipk.zabed u.ru/sight/artic les/76/3478 ;

в 2014 году

    участник всероссийского конкурса школьных изданий http://portal.lg o.ru/dosie/izdat elstvo.htm?rn=20 58

    Победитель III Краевого конкурса школьных библиотекарей Краевого конкурса «Школьная библиотека - территория сотрудничества»;

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »;

    участник 3-его Регионального творческого конкурса «Забайкалье против наркотиков»



error: Контент защищен !!