Иконы Николая чудотворца: история и описание. Иконы России: Николай Чудотворец (Можайский) Икона николая можайского в чем помогает

Первое упоминание

Первые упоминания о Николе Можайском встречаются в словесных памятниках русского творчества: былины «Ванька удовкин сын», «Михайло Потык » и «Садко », XII и XIII век ов. Причем сам Можайск впервые упоминается только в 1231 год у .

Широко известно предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде - в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали . С тех пор Святой Никола считается покровителем города.

Отношение официальной церкви к деревянным скульптурам святых было неоднозначным. Долгое время в районе города Можайска до XII век а существовал небольшой анклав балтского племени голяди . Существует гипотеза, что «один из главнейших христианских фетишей» был создан именно этим языческим племенем .

Можайский кремль

Деревянный образ был выполнен из дерева неизвестным автором, вероятно изначально находился внутри Никольского собора (позднее Старого) , который был построен из камня в XIV век е на территории деревянного Можайского кремля XII век а. Примерно этим временем датируется и сама скульптура . Датировка скульптуры расходится, фигурируют даты 1401, а также XIII век .

Ново-Никольский собор

Для строительства Нового Никольского собора были использованы крепостные Никольские ворота и надвратная церковь. Собор было решено строить в стиле нео-готики . Строительство собора продолжалось с по 1814 год .

Описание

Деревянная скульптура была украшена серебряной чеканной ризой, на голове была митра, украшенная крупным жемчугом, драгоценными камнями и крестом наверху. Венец, привеска и крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены .

См. также

Напишите отзыв о статье "Никола Можайский"

Примечания

Литература

  • Кондратьев И. И. История Можайского кремля. - М.: ТАУС, 2010. - 232 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-903011-80-3.
  • Федорова О. В., Ушаков В. К., Федорова В. Н. Можайск. - М: Московский рабочий, 1981. - 288 с. - 30 000 экз.
  • Власьев Н. И. Можайск в его прошлом - краткий исторический очерк. - 1925.
  • Мокеев Г. Я. Можайск - священный город русских. - Можайск: Кедр, 1992. - 127 с. - 50 000 экз.
  • Виноградов Н. О древней резной чудотворной иконе Святителя Христова Николая, находящейся в соборном храме города Можайска, Московской губернии. - Можайский Николаевский собор. - М: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. - 16 с.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 1. - М: Экон-Информ, 2011. - 35 с. - 1500 экз.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 2. - М: Экон-Информ, 2011. - 38 с. - 1000 экз.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 4. - М: Экон-Информ, 2013. - 43 с. - 300 экз.
  • Ушаков В. К., Николайченко И. И., Овчинников В. М. и др. Справочник Можайского муниципального района. - Администрация Можайского района. - Тверь: Тверской ПК, 2011. - 207 с. - 2000 экз. - ISBN 9.
  • В.И. Куковенко. Массонская архитектура и масоны Можайска. - Можайск, 2006. - 96 с. - 3000 экз.
  • Б.Е. Янишевский. Можайск и его округа в XI-XV вв.. - М: ТАУС, 2010. - 144 с. - ISBN 978-5-903011-78-0 .

Отрывок, характеризующий Никола Можайский

Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne.
– Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne.
– Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.]
– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.
– Ma chere, je vous dirai, que c"est un moment que je n"oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d"esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L"avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.]
– Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
– Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
«Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.

Святитель Николай – один из почитаемых святых на Руси. Согласно церковному преданию, он жил во второй половине III – первой половине IV века, был архиепископом малоазийского города Миры в Ликии. Почитание святого было широко распространено в Византии, а после принятия крещения и на Руси. Сегодня почти в каждом храме можно встретить изображение этого чтимого святого.

Одна из древнейших икон церкви Сошествия Святого Духа (Николы в Толмачах) – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием». Находится она в Никольском приделе, слева от иконы «Богоматерь Иверская». Специалисты Третьяковской галереи датируют ее первой четвертью XVII века. Есть основания предполагать, что икона являлась храмовым образом деревянной церкви в Толмачах, которая до перестройки в конце XVII столетия была посвящена св. Николаю.На это косвенно указывают поступление ее из Никольского храма в Третьяковскую галерею в 1930 году, датировка, описание святыни, сделанное Федором Алексеевичем Соловьевым, во второй половине XIX века служившим дьяконом в Толмачах. Он писал: «Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка».

Житийная икона Николо-Толмачевского храма обладает рядом особенностей, отразивших особое почитание знаменитой святыни города Можайска – деревянной скульптуры св. Николая ХIV века.

В среднике представлен образ святого, известный под названием «Никола Можайский». Такой тип изображения архиепископа в иконописи связывают со знаменитой деревянной скульптурой из Можайска. Согласно преданию, опубликованному в XIX веке, создание резной статуи вызвано событием из истории Можайска. Город был осажден неприятелем, для укрепления духа его защитников и устрашения врагов святой чудесно явился стоящим в воздухе над храмом с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Неприятель бежал, а жители «в благодарное воспоминание могущественного предстательства за них святителя Николая, вскоре сделали резное изображение чудесного явления его».

Ранним и, возможно, первым изображением Николы Можайского в древнерусском искусстве является деревянная скульптура ХIV века, которая до 1933 года находилась в Никольском соборе Можайска. В 1933 году она была вывезена Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ, откуда в 1934 году поступила в собрание Третьяковской галереи. Ныне ее можно увидеть в Сокровищнице. На иконе храма-музея достаточно точно воспроизведена древняя святыня ХIVстолетия. Об этом свидетельствуют поза святителя, цвета личного (на лике сохранились фрагменты росписи) и одежд (фелони, подризника), абрис фелони, украшение епитрахили и палицы растительным орнаментом. Согласно писцовым книгам 1595–1598 годов скульптура находилась «в киоте, с деяньем». То же мы видим на храмовой иконе: изображение святого помещено в пятилопастную арку, которая имитирует резной киот, вокруг житийные клейма. Такое «цитирование» можайской реликвии – особенность толмачевского образа.

Достаточно традиционен состав житийных клейм, большая часть которых посвящена чудесам святого. Повествование начинается с верхнего ряда (слева направо), продолжается на боковых и заканчивается на нижнем: 1. Рождество святого Николая; 2. Крещение; 3. Исцеление сухорукой; 4. Приведение во учение; 5. Поставление в диаконы; 6. Поставление в иереи; 7. Поставление в епископы; 8. Явление царю Константину во сне; 9. Избавление трех мужей от казни; 10. Изгнание беса из кладезя; 11. Исцеление бесноватого; 12. Явление святителя Николая… (название дано на основе сохранившихся остатков надписи: «Св. Николай явися…»); 13. Спасение Димитрия со дна моря; 14. Возвращение Василия Агрикова сына родителям; 15. Преставление святителя Николая; 16. Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари.

Толкование храмового образа не однозначно. Основной, по-видимому, является идея покровительства, заступничества св. Николая Чудотворца за город, за храм. Это подчеркивается соотнесенностью со святыней Можайска и изображением Христа с Евангелием и Богородицы с омофором в руках в медальонах средника, которые напоминают о первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, где архиепископ предстал защитником веры.

В 1993–1995 годах икона «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием» была отреставрирована реставратором Третьяковской галереи А.С. Валюшком к открытию храма-музея в 1998 году. После удаления нескольких слоев записей открылась авторская живопись достаточно хорошей сохранности, древний образ вновь засиял яркими красками.

Н. Зараменская

Соловьев Ф. Московская Николаевская в Толмачах церковь. М.,1870. Репринтное изд.: СПб.,1994. С. 29.

Сидоренко Г.В. Документирую святыню. Изображения реликвий в позднесредневековой иконописи // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 610–611; Шалина И.А. Икона «Св. Николай Можайский в житии» середины XVI века из национального музея Стокгольма: художественные особенности и символические мотивы иконографии // Искусство христианского мира. М., 2005. Вып. 9. С. 166–183.

Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезное чтение. М., 1872. С. 408–412.

Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков». М., 1995. Т 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. С. 196–199.

Козлова Ю.А. Икона «Никола Можайский с житием» из московской церкви Николы в Толмачах // Ярославский художественный музей. ХI научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2007. С. 59.

Писцовые книги XVI века. СПб., 1872. Отделение 1. С. 616.

Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ Можайская икона святителя Николая Чудотворца

Описание

Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского . В обеих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда - храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска .

Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.

История

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским . В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем "Николы Можайского" этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI -XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

В Смутное время , после разграбления Можайска, поляки овладели чтимым Можайским образом и унесли его с собой при отступлении. Впоследствии святыню вернули по

Иконы

Икона «Святитель Никола Ратный - Можайский».

Житие.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда таинство было очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал сделать это тайно. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Так же было и со средней. Отец же решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине. Но Господу сей было неугодно. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!» По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-304гг.). Дошли они и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай по выходе из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай, который защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносил меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»

«Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»

Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод. Рассмотрев дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Гибель была неминуема. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

Икона.

П очти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Этот образ именуется Никола Можайский, или Ратный, и является одной из древнейших святынь Московской епархии. В нашем храме мы имеем список с него.

История образа следующая. По преданию святитель Николай помог жителям города Можайска, осажденного в XIV веке татаро-монголами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи. В 1547 г. Иван Грозный ездил "в Можайск к Николе". В 1559 г. он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении (предполагали, что она отравлена). В 1603 г. на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 г. царь Алексей Михайлович "праздновал Николе Чудотворцу в Можайску"; в 1680 г. царь Феодор Алексеевич был здесь "на праздник святого Чудотворца Николая... Божественныя литургии слушал..." Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

Скорый помощник.

Н иколай -Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Святителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» (враг, недруг) и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель-ствуют носившиеся на груди и найден-ные на полях сражений медные образки с изображением Николы -Угодника.

Никола Ратный сугубо почитается военными людьми.

В наш храм эта икона передана фондом "Сохранение православной культуры" в 1997 году.

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.



error: Контент защищен !!