Император адриан и его любовник антиной. Император адриан Римский император любил путешествовать

АДРИАН Публий Элий (лат . Hadrianus) (24.01.76 г. - 10.07.138 г.), римский император с 11.08.117 г.

Происходил из Италики (Южная Испания), как и его родственник Траян, который был его опекуном и в 100 г. женил его на своей внучатой племяннице Сабине. Адриан принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах Траяна, в 108 г. был консулом и наместником в Паннонии и Сирии . Благодаря влиянию Плотины был перед смертью Траяна усыновлен и объявлен наследником.

Адриан отказался от завоевательной политики своего предшественника, в 117 г. он окончил Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой и обеспечением безопасности своих границ. В Северной Британии в 122 г. начал строительство вала Адриана с 17 кастеллами и 80 воротами на линии Сольвэй-Тайн. Верхнегерманская пограничная защитная полоса (лимес) была расширена, укреплена граница на Дунае. В продолжительных поездках Адриан инспектировал («путешествия императора») в 121-125 гг. западные и восточные провинции, в 128 г. Африку и в 128-132 гг. вновь восточные провинции. Последнее крупное восстание иудеев под руководством Бар-Кохбы Адриан подавил с крайней жестокостью (132-135 гг.).

Во внутриполитической сфере Адриан уменьшил влияние сената. В 118 г. он велел казнить четырех сенаторов-полководцев Траяна, в 136 г. - некоторых других сенаторов. Власть императора была укреплена созданием чиновничьего аппарата. Прежде всего вместо вольноотпущенников к сотрудничеству были привлечены всадники, в т.ч. во вновь созданный Государственный совет (Consilium principis). Бессрочный эдикт (Edictum perpetuum) благодаря унификации завершал развитие преторского права (128 г.). Наряду с правовой и финансовой реформами была проведена реформа войска, которая давала солдатам возможность подняться до сословия всадников. Ослабление налогов, продолжение действия алиментарных учреждений, забота о колонах, гуманизация рабского права должны были привести к консолидации государства.

Адриан вел интенсивную строительную деятельность. В Риме был перестроен Пантеон и сооружен мавзолей императора, современный замок св. Ангела. В его вилле возле Тибура (Тиволи), монументальном ансамбле с Дворцами, библиотеками, театрами, термами и палестрой, находилась копия любимого архитектурного сооружения Адриана - афинского Stoa Poikile. В провинциях поощрялась романизация, основывались города и колонии, в т.ч. Андрианополь. Адриан способствовал развитию искусства и философии, оказал влияние на архаизм. Отчетливо выражающийся филэллинизм Адриана заметен на фоне развивающейся итало-эллинистической государственной культуры. Адриан велел украсить Афины роскошными постройками, в т.ч.был закончен начатый Писистратом Олимпейон и возродилась олимпийская идея. Незадолго до смерти (в Байях) бездетный Адриан усыновил своего наследника Антонина Пия. Биография в «Истории Августов». Бюст Адриана в Пергамон-музее.

В 108 г. Адриан был только консулом; он занимал должность легата-пропретора Нижней Паннонии ок. 106-108 гг., Сирии - в 117 г. - Прим. ред. сайта.

Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989

Трибунскую власть получал 22 раза (в 117 г. дважды: 11 августа и 10 декабря, затем ежегодно 10 декабря).
Император: I (11 августа 117 г.), II (135 г.).
Консул: I (108 г.), II (118 г.), III (119 г.).

Умер от болезни 10 июля 138 г. в Байях (Baiae), погребен сначала в Путеолах (Puteoli), возле Байев, затем в саду Домиции в Риме, и, наконец, прах был помещен в мавзолее Адриана.

Жена: Вибия Сабина (Vibia Sabina).

Имена, титулы, родственники приводятся по:
1995 Chris Scarre. Chronicle of the Roman Emperors. Thames & Hudson Ltd, London, 2002.


Симптомы упадка заметны уже, как сказано, при Траяне. Последние походы Траяна на Восток, разорительные для населения, не дали положительных результатов, вызвали волну недовольства и восстаний. Вследствие этого преемнику Траяна Элию Адриану, герою романа «Император», прежде всего пришлось заняться восстановлением порядка и перенести все внимание на внутреннюю организацию расшатанного войной и восстаниями государства.

Элий Адриан (117-138), по счету третий представитель династии Антонинов, родился в Риме в январе 76 г. н.э. Отец Адриана, Элий Адриан Афр, умер в звании претора, когда будущему императору было только десять лет от роду. Опекунами Адриана были римский всадник Целий Тациан и император Траян. В 100 г. Адриан женился на племяннице императора Юлии Сабине, а перед самой смертью Траяна был усыновлен римским императором.

В момент прихода к власти Адриана положение дел в империи было в высокой степени тревожным и напряженным. Дакия и восточные области грозили отделением, в Египте происходили восстания, в Палестине начиналась настоящая революция, приходили тревожные известия из Ликии, Ливии и Африки. Британия не признавала власти римского наместника.

При таком положении новому императору не оставалось ничего другого, как отказаться от энергичной внешней политики, стараться удержать из завоеванных областей лишь возможные и от наступления перейти к обороне. Так именно и поступил Адриан, находившийся в то время на Востоке. По его приказу римские войска оставили Армению и Месопотамию. Военной границей Римской империи был признан Евфрат. На дунайском фронте удалось отстоять Дакию, но пришлось, во избежание набегов даков, разрушить замечательный мост через Дунай, считавшийся чудом строительного искусства древности, построенный Траяном.

В следующем году Адриан прибыл в Рим, где был торжественно встречен сенатом и народом. Раболепный сенат продолжал устраивать в честь Адриана пышные приемы, предназначавшиеся для Траяна, но не состоявшиеся вследствие смерти триумфатора. Адриан отказался от такой высокой чести, предложив устроить торжественную процессию в честь образа (статуи) умершего императора, который он соглашался нести во время триумфа. Отказался Адриан также и от титула «отца отечества», предложенного ему сенатом. Как показывают монеты, Адриан удовлетворился в этом году титулом «выдающегося» (оптимус), покорителя Дакии, Германии и Парфии – почетными наименованиями, пожалованными в свое время Траяну.

Вынужденный отказаться от завоеваний, Адриан с тем большей энергией направил все свое внимание на внутреннюю организацию государства с целью поддержать престиж императорской власти, обеспечить права населения провинций и внести больше порядка в управление страной. Так, например, Адриан сделал свод распоряжений прежних императоров, расширил и дополнил их практику управления. Римское государство при Адриане, как и при предшествующих императорах, оставалось аристократическим рабовладельческим государством. Верховный государственный орган – сенат – теперь состоял из крупных землевладельцев – чиновников, возвысившихся на государственной службе, большей частью обязанных своим возвышением императору. В сенат был открыт доступ также и провинциальной аристократии – членам местных советов (курий) – куриалам, удовлетворяющим соответствующему имущественному цензу. В отношениях между сенатом и императором всегда существовала оппозиция абсолютистской политике принцепса . При Адриане в 120 г. был раскрыт серьезный заговор, который поставил себе целью государственный переворот и перемену правящего дома. В числе заговорщиков оказались четыре лица, пользовавшиеся большой популярностью при Траяне, – Корнелий Пальма, Публиций Цельз, Домиций Нигрин и Луций Квист. Все заговорщики, действительные и мнимые, были осуждены и казнены. Это создало для Адриана крайне нелестную репутацию тирана в глазах общественного мнения, т.е. главным образом сенаторского круга. Адриан раскаивался в совершенном поступке и из страха общественного осуждения всю вину свалил на префекта претория Титиана. Сам Титиан также вскоре подвергся опале вследствие подозрения в измене и покушении на захват власти.

Чем более портились отношения между Адрианом и сенатом, тем чаще он созывал интимный совет императора, в который входили высшие сановники государства, пользовавшиеся особым доверием и расположением главы государства. Здесь обсуждались и вырабатывались проекты законов, поступавших затем на рассмотрение, обсуждение и утверждение сената. Законы проводились в жизнь целым штатом чиновников (бюрократов) различных рангов, находившихся в ведении императора и оплачиваемых из наличных сумм императорского фиска. Для облегчения работы чиновников (прокураторов) и для унификации судебной практики по инициативе Адриана был составлен Сборник судебных правил, так называемый Постоянный эдикт, которым надлежало руководствоваться в судебно-административной практике. Для ускорения судопроизводства Италия была разделена на четыре судебных округа, предполагалось новое распределение провинций, реформа провинциального управления и пр.

Таким образом, самодержавно-бюрократическая система управления, начавшая складываться еще в конце республики, в первые века империи, в главных чертах достигла при Адриане своего завершения.

Все эти реформы вызывались двумя причинами: объективной необходимостью централизации управления и субъективным желанием Адриана, который жаждал деятельности и хотел властвовать единолично, не терпя никаких ограничений своего авторитета.

Административные дела, в особенности разбор судебных дел, были любимым занятием Адриана, льстившим его честолюбию и диктуемым его болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Он самолично разбирал массу судебных дел, в случае надобности обращаясь за советом к видным юристам того времени, во всем требуя соблюдения порядка, формы и безусловного подчинения. Должностные лица обязаны были появляться в общественных местах в установленной одежде – тоге с пурпуровой каймой – и точно придерживаться принятого этикета. Обыкновенным же гражданам, а тем более рабам, предписывалось в отношении чиновников соблюдать должное почтение и не забывать различие положений. Известен один характерный для Адриана случай. Однажды, заметив через окно, что один из его рабов прогуливается среди сенаторов, Адриан приказал дать рабу пощечину и сказал: «Мой друг, не будь столь дерзок и не смешивайся с теми, рабом которых ты состоишь».

Любовь Адриана к этикету не знала границ и доходила до соблюдения самых мелких формальностей. На государство он смотрел как на собственный дом, а дом, т.е. дворец императора, содержался в исключительно образцовом порядке. Адриан следил, как приготовляются и как подаются кушанья, интересовался и тем, что делается в других домах, особенно влиятельных и уже по тому самому, значит, подозрительных людей.

С особым вниманием воспитанник «величайшего» Траяна, покорителя Дакийского царства, относился к военному делу. Войско во все времена служило главной опорой римских цезарей. Первый чиновник государства хотел быть также и первым солдатом. Адриан показывал пример военной дисциплины, выносливости и сознательного отношения к службе. Он совершал трудные переходы по суровым и холодным местам Галлии и Германии и раскаленным пескам Африки. Адриан проявлял интерес буквально ко всем вопросам, касавшимся военного дела, вооружения, военных машин, постройки укреплений (знаменитые Адриановы рвы и валы) и т.д. Кроме того, он исследовал и изучал образ жизни, жилищные условия, пищу, одежду и психологию солдата и командира.

Большая часть жизни Адриана проходила в путешествиях и походах. Путешествия Адриана даже вошли в поговорку. Наряду с субъективными причинами, заставлявшими императора часто менять свое местопребывание, имелись также и объективные причины: испортившиеся после инцидента 121 г. отношения с сенатом, военные заботы и, наконец, семейные дела. Ни сам император, ни его августейшая супруга не отличались большими семейными добродетелями, и тот и другая имели большое число увлечений. Любовные истории в биографии Адриана занимают почетное место, и без них останутся непонятными многие стороны его жизни. Отношения с Юлией Сабиной в конце концов настолько испортились, что Адриан приказал отравить свою ворчливую и капризную подругу жизни.

Далекие путешествия отвлекали императора от неприятных для него мыслей и открывали широкий простор для его честолюбивой и деятельной натуры. Глава «круга земель» много видел, наблюдал и пережил. В своих походах он доходил до крайних пределов Востока, был в Испании, Галлии, Германии, Британии, Греции и Египте. Самое большое, неизгладимое впечатление оставило пребывание в Египте. В 132 г. Адриан посетил Александрию, беседовал с александрийскими мудрецами и затем пережил тяжелую личную драму, потеряв самого близкого ему человека – красавца Антиноя родом из Вифинии. По приказу императора Антиной был обожествлен, во всех провинциях появились храмы в честь нового бога, несколько городов получили свое название по имени императорского фаворита, например Антинополь в Египте.

Еще больше городов получили свое название по имени самого императора, как о том еще до сих пор свидетельствует город Адрианополь в римской провинции Фракии.

Пребывание Адриана в провинциях сопровождалось празднествами, раздачами подарков, освобождением от долгов, постройкой новых зданий или реконструкцией старых. Особенно многим Адриану обязаны Афины, старинный культурный центр эллинского мира. Строились храмы, дворцы, театры, водопроводы, картинные галереи и т.д. О стиле построек дает представление знаменитая вилла Адриана в Тиволи, чудо строительного искусства. По замыслу архитектора названная вилла должна была воспроизводить все замечательное, что тогда имелось в римском мире. Другой образец архитектурного мастерства и богатства художественной фантазии представляет храм Зевса в Афинах, храм Фортуны в Риме и многое другое.

Памятники искусства, литературы и науки «счастливого периода» свидетельствуют о высоком культурном уровне римского общества. Адриан также и на этом поприще стремился занять первенствующее положение. От природы он обладал незаурядными способностями, поразительной памятью, быстро овладевал предметом и мог одновременно заниматься многими вещами. Он в совершенстве владел латинским и греческим языками, сочинял стихи, писал исторические трактаты, занимался медициной, геометрией, пел, рисовал, лепил и играл на различных музыкальных инструментах. Глава государства, полагал Адриан, должен все знать, все уметь, как то, что касается войны, так и то, что касается мира. Его идеалом был «просвещенный монарх», во всех отношениях являющийся примером для своих подданных.

Из сочинений Адриана, выходивших под его собственным именем и под именами его ближайших сотрудников, например вольноотпущенника Флегона, известны «История» его времени в нескольких книгах, «Описание Сицилии», «Римские праздники», «Собрание речей», «Беседы с философом Эпиктетом», «Трактат о расположении войск во время сражения» и многие другие. Занятия литературой, философией и историей в то время считались неотъемлемым долгом всякого человека высшего общества.

В этом, как и во всех остальных отношениях, Адриан, в конце концов, был человеком своего круга и своего времени. Он делал то, что делали другие, но только во всем желал быть первым. Выше отмечалось, что общие условия при Антонинах были благоприятны для расцвета литературы, науки и искусства в пределах возможных рамок рабовладельческого строя. К эпохе Антонинов принадлежат такие выдающиеся таланты и умы, как философ-стоик Эпиктет, Плутарх, софист Полемон, историк Светоний, личный секретарь императора.

Далее, современником Адриана был писатель Флавий Аррион, автор целого ряда больших и малых книг о походах Александра Македонского, «Истории Вифинии» – родины Антиноя, «Истории аланов», «Истории Парфии» в семи книгах и т.д. Затем следует целая плеяда юристов, творцов римского права, архитекторов, скульпторов, декораторов и живописцев.

Сам император Адриан принадлежит к числу характерных фигур того периода, воплотивших в своей личности идеалы, стремления, достижения, вкусы, добродетели и пороки своего времени. Многогранная эпоха Антонинов отражена в столь же многогранной личности императора Адриана. Оценка Адриана как личности может быть самой различной, но бесспорно одно, что это один из крупных, сложных и в высшей степени противоречивых характеров мировой истории. В одном человеке сильный политический ум, охватывавший целые эпохи, уживался с душой бюрократа, богатый творческий талант существовал наряду с мелкой завистью и эгоизмом, идеал просвещенного политика в стиле Платона сочетался с низкой подозрительностью и мелким тщеславием, ясный и трезвый интеллект уживался с верой в магию и демонов, прирожденная мягкость и нежность – с дикой жестокостью и вероломством, храбрость – с трусостью и малодушием, любовь – с утонченным развратом и т.д.

Отрицательные стороны характера Адриана с наибольшей резкостью выступают в последний период его жизни. Потеря психического равновесия, наблюдаемая в последние годы его жизни, объясняется субъективными и объективными факторами. В 138 г. император опасно заболел, болезнь совершенно расстроила его нервную систему, усилила подозрительность и жестокость. К субъективным причинам присоединились факторы объективного порядка – начинавшийся распад империи, о чем говорилось на предшествующих страницах.

На почве изжившего себя рабовладельческого строя сильнее ощущались отрицательные стороны самодержавия и бюрократии. Недовольство провинций, страдающих от высоких налогов и вмешательства в дела местного управления императорских чиновников, выражалось в глубоком волнении и открытых восстаниях, подобных восстанию Бар-Кохбы (136-138) в Иудее. Отношения императора с сенатом также все более ухудшались.

В конце жизни Адриана сенаторское сословие попадает под подозрение потерявшего психическое равновесие цезаря, неизбежным последствием чего были массовые казни сенаторов, которыми омрачены последние годы жизни Адриана.

Ненависть со стороны сената к императору выразилась в том, что он объявил проклятие его имени после смерти Адриана, которая последовала на 62-м году жизни в мае 138 г.


Римский император Адриан - гуманист и чудовище

Если бы от римского императора Адриана (76-138; правил в 117-138 годах н. э.) не осталось ничего, кроме носящей его имя виллы в городке Тиволи под Римом, он и тогда прославился бы в веках. Архитектурные объекты, возведенные в правление Адриана, оказали сильнейшее влияние на мировое искусство, а ведь император был не только их заказчиком, но и до некоторой степени автором. На этом основании некоторые историки объявили этого тонко чувствовавшего властителя гуманистом. Однако другие считали Адриана хоть и мудрым правителем, но тираном-чудовищем и даже нацистом.


АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ


Я не истерик, не мистик, но как-то в Колизее, в котором доводилось бывать неоднократно, меня вдруг прошиб ужас, какого я не испытывал с тех пор, как однажды сорвался со скалы. Но со скалой все было просто и понятно, а вот что случилось в Колизее, я не понимаю по сей день.

Всех своих друзей, которые приезжают в Рим, я обязательно тащу ночью на Аппиеву дорогу. И никого эта поездка не оставила равнодушным. Одни надолго замирали как вкопанные, другие, наоборот, просили немедленно их увезти, словно все шесть тысяч участников восстания Спартака, распятые вдоль дороги, глянули им в души сквозь две тысячи лет.

Вожу я друзей и на виллу императора Адриана в Тиволи, и не было ни одного, кто не испытал бы восторга перед этой красотой и не поддался бы в какой-то момент необъяснимой печали, которой проникнуто это место. Причем так происходит независимо от суммы сведений об Адриане, которыми владеет человек.

Адриан тихий


Адриан вошел в историю как один из пяти «хороших императоров» Римской Империи и больше всего хотел походить на грека

Адриан выдвинулся при императоре Траяне. По одной версии, Траян в 117 году н. э., прямо перед смертью, формально усыновил Адриана (де-факто он усыновил его еще в детстве) и сделал своим наследником. По другой, Траян умер, не назвав наследника, и Адриана посадили на трон Помпея Плотина, вдова Траяна, и влиятельный сенатор Лициний Сура, сочинившие историю про усыновление. Не все ей поверили, тем более что Адриан в то время был далеко от Рима. Однако, прибыв в Вечный город, он сломил сопротивление сомневающихся, для чего некоторых пришлось казнить. Для того времени его восшествие на престол было довольно тихим.

Адриан стал третьим из так называемых пяти хороших императоров. Он первым из римских правителей понял, что империю больше нельзя расширять, из-за чего у него регулярно возникали проблемы с воинственным сенатом, но он настоял на своем. Он отказывался от территорий, которые нельзя было удержать. Уже в самом начале правления Адриана римляне добровольно ушли из Ассирии и Месопотамии. Он же возвел вал в Британии длиной более 100 км и отсек таким образом непокоренный север острова.

Жизнь в империи шла своим неспокойным чередом, Адриан постоянно ездил из одного ее конца в другой, успешно подавляя восстания и налаживая отношения с соседями. Современникам Адриана казалось, что им выпала эпоха весьма бурная, но уже через несколько десятков лет римляне полагали, что правление императора отличалось тишиной и порядком.

История — наука не самая надежная и достоверная, источники противоречат друг другу даже в том, какого роста был император Адриан, и объективно оценивать его деятельность, как представляется, затруднительно. Многие считают Адриана тираном. Помимо сведений о жестоко подавленных восстаниях и убитых конкурентах это косвенно подтверждает невероятное количество его скульптурных изображений, которые до сих пор находят в самых разных местах, а больше всего портретов остается от тиранов.

Территория виллы составляла около квадратного километра. Ансамбль включал примерно 30 зданий, и назначение некоторых из них так и не удалось разгадать

Для многих Древний Рим той эпохи был страной грез, но вот Адриан не любил ни Рим, ни свое время. Он хотел быть греком и жить на несколько веков раньше. Как и многие образованные римляне, император предпочитал говорить и писать по-гречески.

Адриан первым из римских императоров отпустил бороду. По одним данным, чтобы скрыть бородавки на лице, по другим — из желания походить на грека. Был большим эстетом. Писал стихи, любил живопись, скульптуру и особенно архитектуру — почитал себя большим ее знатоком. Адриан был автором проекта огромного храма Венеры и Ромы, руины которого можно видеть и сейчас недалеко от Колизея. Если верить римскому консулу и историку Диону Кассию, родившемуся, правда, уже после смерти Адриана, известный архитектор Аполлодор Дамасский высмеял императорские архитектурные потуги, за что был казнен. Скорее всего, это правда. Адриан легко и непринужденно казнил и за меньшие проступки. Этого художника лучше было не обижать.

Судя по всему, Адриан не очень хорошо знал то, что любил. Он хотел сделать Афины культурной столицей империи и завершил там один из самых известных долгостроев античности — храм Зевса Олимпийского, который начали возводить еще в VI веке до н. э. Правда, от изначального проекта ничего не осталось.

Строительство возобновили во II веке до н. э. и снова забросили. А в I веке до н. э. римский диктатор Сулла наведался в Афины, после чего декоративные элементы с незавершенных колонн сооружения отправились в Рим, где строился аналогичный храм Юпитера на Капитолийском холме.

В 124 году Адриан, прибыв в Афины, распорядился довести объект. Он великолепен, но это абсолютно римская постройка, в ней мало греческого. Гармония здесь принесена в жертву "грандиозу". Очень высокие (17 м против 10,5 м у Парфенона), близко поставленные коринфские колонны придавливают зрителя к земле. Греки в свои лучшие времена так не строили, имперский размах им был чужд.

Адриан влюбленный


По количеству изображений, дошедших до наших дней, греческий юноша Антиной занимает третье место после Октавиана Августа и самого Адриана

Женщины Адриана не интересовали. С 24 лет он был женат на внучатой племяннице Траяна Вибии Сабине, если верить скульптурным портретам, красивой женщине, однако для него жена всегда была лишь "товарищем по партии".

Неумеренный в развлечениях Адриан был грозой всех мальчиков, до которых мог добраться. Предположительно в 123 году в одном из греческих городов на территории нынешней Турции он познакомился с низкорожденным 12-летним греком Антиноем, и все в его жизни изменилось. Вскоре они стали неразлучны, и в 128 году император взял своего друга в очередное путешествие по империи — в Северную Африку. К тому времени уже было очевидно, что Адриан поражен чем-то вроде любовного помешательства. При этом сам Антиной вел себя скромно и никак не пытался воспользоваться своим влиянием на императора.

Одно их совместное неэротическое приключение вошло в историю. То ли в Ливии, то ли в Египте они вдвоем вроде бы самолично убили льва-людоеда, да еще Адриан при этом спас Антиною жизнь. Правда, возможно, не льва, а кошку поменьше, и не вдвоем, а с группой приближенных. Вся эта история выглядит на редкость недостоверной, хотя ее упоминают разные источники. Об Адриане вообще говорят, что он был прямо ах какой охотник на львов. Но где он мог этому научиться?

Едва ли Адриан охотился на львов на римских улицах. В Северной Африке он провел не так много времени. Там жили племена, умевшие разбираться со львами с помощью копий, но делали это люди, обученные такой охоте еще в детстве. Взрослый абиссинский лев (ныне исчезнувший подвид) был мощным животным весом крепко за 200 кг — чтобы убить человека, ему было достаточно просто задеть его лапой. И вот такого зверюгу завалили император, которому было уже за пятьдесят и который не особо придерживался здорового образа жизни, и юноша? Скорее всего, лев был убит, и Адриан с Антиноем при этом даже присутствовали, но роль их здесь сильно преувеличена.

А в 130 году Антиной загадочным образом утонул в водах Нила. По поводу того, что с ним случилось, существует множество версий, вплоть до самых экзотических. Согласно одной из таких, Антиной ради императора принес себя в жертву какому-то кровожадному местному божеству. Не похоже, чтобы его утопили враги, так как до нас не дошло никаких сведений, что Адриан кого-то наказал за его смерть. Кстати, это же делает крайне сомнительной и версию с жертвоприношением.

Пока гомосексуализм не стал отчаянно моден, часто упоминалась еще одна версия, которая сейчас считается почти неприличной. Тем не менее на нее имеется прямой намек в так называемой "Истории Августов" (древнеримский памятник, сборник биографий императоров). Правда, источник этот вызывает больше вопросов, чем дает ответов, но все же есть косвенные факты, говорящие в пользу этой гипотезы.

Античный мир не был раем для гомосексуалистов в той степени, в какой принято представлять. Там было множество сексуальных табу, особенно в Риме. Например, если роль Антиноя исполнял подросток, причем более низкий по происхождению, нежели его покровитель,— все было в порядке, но, если условный Антиной продолжал такие отношения после 18-20 лет, это было уже несмываемым позором.

Антиною было уже почти девятнадцать, и в "Истории Августов" практически прямо говорится, что неуемная любовь Адриана его тяготила. Возможно, что по своим природным задаткам Антиной не был гомосексуалистом. Если так, никакого выхода для него не существовало, и он мог покончить с собой. А может, он просто утонул, трезвым или пьяным,— обычная история и до него, и после.

Адриан после смерти Антиноя впал в безграничное отчаяние, которое скоро приобрело форму мании. Император учредил город Антинополь и стал повсюду расставлять статуи ушедшего любимца. Их было огромное количество по всей империи — похоже, образцы изображений Антиноя рассылались повсюду, и уже на местах с них делали копии. Антиной занимает третье место по количеству скульптурных портретов, дошедших до нас, после Октавиана Августа и самого Адриана. Если учесть, что Адриан умер всего через восемь лет после Антиноя, это особенно впечатляет.

Адриан бешеный


Храм Зевса в Афинах, один из главных античных долгостроев, был завершен благодаря Адриану. Правда, он был весьма далек от первоначального проекта и ничего греческого в нем не осталось

В том же 130 году, когда погиб Антиной, Адриан прибыл в самую неспокойную провинцию Империи — Иудею. Язычники с язычниками всегда понимали друг друга, находили аналогии в пантеонах богов — и успокаивались на том. Более того, в самой метрополии периодически возникала новая религиозная мода, точь-в-точь как в позднесоветской и постсоветской России (последним в моду вошел воинствующий атеизм). Например, одно время в Древнем Риме в большом ходу была египетская богиня Исида.

Нет, с другими язычниками у римлян проблем не было. А вот с евреями-монотеистами — дело другое. Современные всезнающие невежды любят утверждать, что первыми агрессивную нетерпимость к инаковерующим проявили монотеисты. На самом деле это монотеисты вызывали раздражение даже у таких утонченных язычников, какими были древние греки. Ну а менее утонченная их часть регулярно устраивала погромы — к примеру, в 38 году н. э. в Александрии, где проживало много евреев и где царствовала греческая династия Птолемеев. Впрочем, евреи, хоть и были в меньшинстве, тихим нравом тоже не отличались и иногда резали греков. Так и жили.

Римляне поначалу играли роль примирителей, но постепенно все чаще брали сторону религиозно близких греков. Важную роль здесь сыграла Первая иудейская война (66-71), в которой евреи показали себя в высшей степени непокорным народом. Кроме того, римляне не могли не понимать, что евреи не смотрят на них снизу вверх, что воспринималось как невероятная наглость, основой которой была непонятная религия с единым невидимым богом.

Источники противоречат друг другу в том, что касается роли Адриана в трагедии, последовавшей вскоре за его приездом в Иудею, так что, выбрав соответствующие, можно доказать что угодно: и что Адриан сыграл ключевую роль, и что не сыграл практически никакой. Если держаться середины, получится, что Адриан вынашивал идею религиозной универсализации империи и счел, что ему удастся встроить в эту систему и евреев. То ли сам, то ли по чьей-то подсказке он решил воздвигнуть на месте разрушенного во время иудейской войны Храма (в иудаизме есть только один Храм, так что можно представить, сколь велико его значение для верующих) другой храм, Юпитера Капитолийского, и вообще сделать из Иерусалима обычную римскую колонию. Возможно, император решил искоренить иудаизм, видя в нем духовную основу сопротивления Риму.

В ответ в 132 году началось восстание, названное по имени лидера мятежников Бар-Кохбы. Эта была война невероятно жестокая и кровопролитная даже по меркам того времени. Дион Кассий оценивал количество жертв со стороны иудеев в 580 тыс. человек. По сути, речь идет о геноциде, первом холокосте, когда в процентном отношении погибло примерно столько же евреев, сколько было уничтожено нацистами в первой половине ХХ века. Потери римлян тоже были очень большими.

После окончательного подавления восстания в 136 году Адриан решил навсегда упразднить иудаизм. Он запретил обрезание (по некоторым данным, это было сделано еще до восстания) и запретил евреям появляться в Иерусалиме, который получил новое имя — Элиа-Капитолина. Император попытался уничтожить даже само название "Иудея". Он объединил провинцию с соседними и назвал получившийся регион Сирия Палестинская.

Косвенное доказательство (а косвенные доказательства часто являются единственными в некоторых аспектах древней истории) того, что "мягкая" версия роли Адриана неверна,— это память, сохранившаяся о нем в еврейской литературе. Подобно тому как в нашей прессе нельзя упомянуть ИГ, не отметив, что эта организация запрещена в России, имя Адриана практически всегда сопровождается пожеланием "да сгниют его кости". Ни император Веспасиан, воевавший с Иудеей, ни Тит, который и уничтожил Храм, ничего подобного удостоены не были. Они просто враги, которые сделали свое вражеское дело, но Адриан — история другая. Он попытался извести душу народа, его религию. Между прочим, Адриан не выделял христиан из еврейской массы и преследовал их так же яростно.

Император Адриан умер 10 июля 138 года. Причины смерти указывают разные — от инфаркта до цирроза. Ставший четвертым "хорошим императором" его приемный сын Антонин Пий, несмотря на протесты сенаторов, объявил Адриана богом. Однако уже пятый "хороший император" и вроде бы приличный человек по любым стандартам Марк Аврелий обходил фигуру Адриана молчанием, как будто того никогда не было.

99 процентов


Вилла Адриана в Тиволи поражала воображение современников, но даже сохранившиеся фрагменты производят неизгладимое впечатление

Большинство людей, которые что-то слышали об Адриане, знают о нем именно в связи с его виллой в Тиволи. Судя по всему, у императора было несколько побудительных мотивов для ее постройки.

Первый — Адриан не любил императорский дворец на Палатинском холме.

Второй — при утверждении Адриана во власти по его приказу было убито несколько влиятельных людей, поэтому он хотел убраться из Рима.

Третий — соревновательный. В XVI-XVIII веках европейские монархи устроили своего рода соревнование и один за другим возводили роскошные загородные резиденции. Подобное соревнование имело место и в Древнем Риме. "Хорошему императору" Адриану, убившему куда больше людей, нежели плохой Нерон, не давала покоя слава "Золотого дома" — грандиозного объекта, построенного Нероном в Риме, и Адриан задался целью переплюнуть предшественника.

Четвертый мотив — хотя Адриан, скорее всего, был таким же архитектором, каким и охотником на львов, он обладал хорошим и не вполне римским вкусом. Император хотел жить в собственном мире, поэтому архитектура виллы больше напоминает Грецию и эллинистический Египет.

Адриан начал строить виллу в 118 году, будучи полным надежд и веры в себя, а завершил стройку в 134-м уже совсем другим человеком — с руками по локоть в крови (впрочем, совесть его в связи с этим не мучила), впавшим в глубокую депрессию. Он много раз пытался покончить с собой, но никак не получалось. Обычная история для массовых убийц.

Император бродил по своей безразмерной вилле угрюмый и печальный. Почти никто его при этом не беспокоил. Обслуживающий персонал из рабов не должен был портить прекрасные виды (особенно во время приема гостей) и сновал по бесконечным подземным туннелям. Число незримо работавших доходило до пяти тысяч. Сколько стоило все это великолепие, никто не знает, денег не считали...

Вилла занимала территорию около квадратного километра, а возможно, и больше. На настоящий момент определено около 30 зданий, в том числе очень крупных, которые составляли ансамбль, но нельзя сказать, что известно назначение каждого.

Судя по дошедшим до нас фрагментам, архитектура была ловко вписана в ландшафт, составляла с ним прекрасное единое целое. Кроме того, местные архитекторы потрясающе умели использовать воду, благо та была в изобилии. На вилле устроили несколько водоемов, не просто украсивших ее, а сформировавших облик объекта.

Здесь было невероятное количество скульптуры, в основном римских копий с греческих оригиналов, но очень высокого качества. Виллу вдохновенно разворовывали почти две тысячи лет, но так и не смогли украсть все. Начали еще готы и византийцы в VI веке и продолжали все, кому не лень. В разное время отсюда вывезли более 300 статуй: "Дискобола" Мирона и "Убегающую дочь Ниобы" (музеи Ватикана), "Тираноубийц" (Неаполь, Национальный музей), три копии "Отдыхающего сатира" Праксителя (одна — в Капитолийском музее в Риме), "кентавров Фуриетти", молодого и старого (Капитолийский музей, Рим), "Венеру на корточках" (Национальный музей, Рим), предположительно "версальскую Диану" (Лувр, Париж) и много-много других.

Когда в конце XVI века архитектор Пирро Лигорио собрался строить неподалеку виллу Д"Эсте, он детальнейшим образом изучил виллу Адриана, а потом основательно ее разграбил, причем брал не только скульптуру, но и целые архитектурные фрагменты для своего детища, которое дало колоссальный толчок развитию дворцово-парковой архитектуры в Европе.

Изначальный облик виллы можно представить только смутно, слишком многое дошло лишь в руинах, еще больше не дошло и в них. Как сказал один мой итальянский приятель, "от виллы Адриана осталось менее одного процента. Представляешь себе, что это было?"

Один процент


Морской театр считается одним из чудес виллы Адриана - это сооружение на небольшом круглом искусственном острове с частично сохранившейся колоннадой

Вилла Адриана относится к числу памятников вроде египетских пирамид или готических соборов, которые поражают любое, даже самое невосприимчивое, воображение. Вилла огромна и открывается взгляду постепенно. Поначалу посетитель видит только привычные после Рима могучие руины. Потом между ними появляются колонны, например в Больших термах, затем колонны, в данном случае квадратные, образуют уже что-то завораживающе античное, как в Зале дорических пилястров. Наконец, открывается Золотая площадь и многое другое. Вообще, здесь нужен хороший гид, который проведет вас так, чтобы каждое следующее чудо поражало больше предыдущего.

А два главных чуда надо обязательно приберечь для финала. Первое называют то Морским театром, то Островной виллой — это сооружение на небольшом круглом искусственном острове с частично сохранившейся колоннадой. Вид невообразимо красивый и печальный. Не оставляет ощущение, что здесь не столько смотрели представления, для которых просто нет места, сколько уединялись, предаваясь не самым веселым мыслям.

Второе главное чудо — это Каноп (на латыни Canopus, по-итальянски — Canopo, в русском по какой-то причине часто переводят в женский род — Канопа). Вообще-то, Каноп, или Каноб,— город в Египте, который стал для Адриана роковым. Именно там утонул Антиной, и Каноп на вилле появился в его честь. Какой-то бог — возможно, тот самый, которого Адриан ненавидел так, что убил более полумиллиона верующих,— сохранил, не помня зла, большую часть Канопа. Он представляет собой вытянутый бассейн, 119 на18 м, один торец, где остались руины великолепного храма, прямой, другой — скругленный. Здесь уцелело полтора десятка колон с частично сохранившимися архитравом и небольшими арками и еще несколько статуй. А еще кариатиды вдоль одной из длинных сторон бассейна.

Как и положено красоте в высшем ее проявлении, красота Канопа плохо передается словами и немногим лучше — фотографиями. Здесь надо побывать, вдохнуть солнечную печаль этого места, а оно печально даже в большей степени, чем Островная вилла. Можно считать Адриана подонком и не разделять его страстей, но Каноп уже почти две тысячи лет пребывает сам по себе, вне Адриана и Антиноя. Они ушли, а он остался и пронес сквозь бездну времени что-то важное, прекрасное, что существовало и до них и не имеет к ним отношения. Разве что такое, какое имеет ко всем нам.

Публий Элий Адриан родился 24 января 76 г. в Риме. Его отец был двоюродным братом Траяна. В возрасте десяти лет Адриан остался сиротой; Траян, не имевший детей, стал заботиться о его воспитании и с годами приобщил к государственной деятельности как к военной, так и к гражданской. Адриан был умен, образован и сочетал в себе качества хорошего воина с талантом администратора.


Адриан. Мрамор. Лондон. Британский музей


Став императором, Адриан решительно и бесповоротно отказался от политики военной агрессии и смирился с тем, что Парфия и Армения снова обрели самостоятельность.

«При Адриане совсем не было крупных военных походов; войны также заканчивались почти без шума. Он был очень любим воинами за свою исключительную заботу о войске и за то, что по отношению к ним он был очень щедр. С парфянами он всегда был в дружбе, потому что удалил от них царя, которого дал им Траян. Армянам он позволил иметь своего царя, тогда как при Траяне у них был римский легат. От жителей Месопотамии он не требовал дани, которую наложил на них Траян. В албанах (жили на территории совр. Азербайджана) и иберах (грузинах) он имел верных друзей, так как их царей он щедро одарил, хотя они и отказались прибыть к нему с визитом» (АЖА, Адр. XXI).


Антиной. Мрамор. Санкт-Петербург. Эрмитаж


Однако Дион Кассий пишет о том, что впоследствии все-таки Фарасман, царь иберов, вместе со своей семьей посетил Рим, был принят с большим почетом и на Марсовом поле даже была воздвигнута его конная статуя (Дион Касс. 69, 15}.

Адриан стал брать в легионы не только римских граждан, но и жителей провинций, чем способствовал варваризации армии.

Делами Адриан всегда занимался очень внимательно и великолепно знал на память всю государственную отчетность.

Он старался ладить с различными социальными группами: уважал сенат, заботился о плебсе, продолжая традиционную политику предоставления ему «хлеба и зрелищ», поднял общественное значение всаднического сословия, передав ему руководящие должности в императорской канцелярии (раньше их занимали императорские вольноотпущенники) и тем самым положив начало формированию крупного чиновничества из полноправных граждан.

«Адриан запретил господам убивать рабов и предписал, чтобы судьи (а не господа) выносили обвинительные приговоры, если рабы того заслужили. Он запретил продавать без объяснения причин раба или рабыню своднику или содержателю гладиаторской школы. Рабочие тюрьмы для рабов и свободных людей он упразднил. Согласно его предписанию, если господин был убит у себя в доме, следствие производилось не обо всех рабах, а только о тех, которые, находясь поблизости, могли что-либо услышать» (АЖА, Адр. XVIII).



Начало своего правления Адриан ознаменовал поистине небывалой в римской истории щедростью. Его биограф пишет: «Не упуская из виду ничего, что могло доставить ему расположение людей, он простил частным должникам императорского казначейства как в Риме, так и в Италии неисчислимые суммы, которые с них причитались, а в провинциях – также огромные суммы остававшихся недоимок, а чтобы еще больше укрепить общее спокойствие, он велел сжечь на форуме божественного Траяна долговые расписки. Имущество осужденных он запретил забирать в свою частную казну, зачисляя все суммы в государственное казначейство.



Мальчикам и девочкам, которым еще Траян определил суммы на питание, он сделал щедрые надбавки. Состояние сенаторов, которые разорились не по своей вине, он пополнил до размеров, полагающихся сенаторам, – в соответствии с количеством их детей, причем очень многим он без задержки выдавал средства с таким расчетом, чтобы их хватило до конца их жизни. Не только его друзьям, но и большому количеству людей из широких кругов его щедрость открывала путь к исполнению почетных должностей» (АЖА, Адр. VII).

В начале XIX в. в Риме на территории форума Траяна найдены фрагменты каменной плиты с почетной надписью в честь Адриана, сделанной в 118 г.:



«Сенат и народ римский императору Цезарю Траяну Адриану Августу, сыну божественного Траяна Парфянского, внуку божественного Нервы, великому понтифику, дважды наделенному властью народного трибуна, дважды консулу, который первый и единственный из всех императоров, отменив долг императорской казне в сумме 900 миллионов сестерциев, превзошел не только своих современников, но и их потомков, которые будут спокойно жить благодаря этой щедрости» (ЛН, 198).

Адриан обладал всеми качествами превосходного воина и отличался такой же физической выносливостью, как Траян. Адриан умел владеть даже гладиаторским оружием, а на охоте часто собственноручно убивал львов. Превосходный воин и разумный администратор, Адриан вместе с тем был тонким интеллектуалом. С детства он настолько хорошо знал и любил греческую культуру, что в шутку его прозвали гречонком.



Еще до того как стал императором, Адриан был правителем Афин, а впоследствии проявлял большую заботу об этой интеллектуальной столице античного мира. Время Адриана было для Афин истинно золотым веком. В Афинах Адриан воздвиг гигантский храм Зевса Олимпийского, высота колонн которого доходила почти до 20 метров.

Адриан выделялся из всех императоров подлинной страстью к искусству. За все пять веков существования Римской империи никто из императоров не умел так наслаждаться искусством, как Адриан.

Своеобразной данью любви к греческому искусству была благосклонность Адриана к своему рабу-греку Антиною, юноше поразительной красоты; для императора-эстета он был живым воплощением идеала чистой гармонии.




Судьба Антиноя не была счастливой: совсем юным он утонул в Ниле.

Скорбя о погибшем, Адриан официально провозгласил его богом. До нашего времени сохранилось множество изображений Антиноя.

Адриан был страстным путешественником. Ни один император не посетил такое количество стран и не перевидал столько достопримечательностей, сколько сумел увидеть он.




В окрестностях Рима, в Тибуре (совр. Тиволи), Адриан построил для себя грандиозную виллу, где воспроизвел различные архитектурные стили и воссоздал уголки разных стран. «Чтобы ничего не пропустить, он сделал там даже подземное царство» (АЖА, Адр. XXVI). Широкую строительную деятельность развернул Адриан также и в Риме. Но при этом он проявил большую скромность и не писал своего имени на фасадах зданий.

При Адриане был перестроен Пантеон, потому что старое здание, построенное Агриппой, соратником Августа, пришло в очень плохое состояние. Существующий мощный храм с уникальным куполом – фактически совершенно новое сооружение, но Адриан тактично сохранил на фасаде имя его первого строителя: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил» (ЛЭ, с. 203).




Пантеон оказался самым счастливым храмом древнего Рима; это единственное античное здание в Риме, которое не превратилось в руины и не было перестроено. Предполагают, что его автором был знаменитый архитектор Аполлодор из Дамаска.

Сам Адриан также выступил в роли архитектора, и по его проекту был построен грандиозный храм Венеры и Ромы (богини города Рима), но Аполлодор из Дамаска раскритиковал это здание за неудачные пропорции.

Адриан был человеком сложной психологии. Характер у него был капризный, остроумие злое, иногда он бывал подозрителен и жесток. Широкую/гамму психологических оттенков личности Адриана отмечали античные писатели:




«Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, откровенным и лицемерным, жестоким и милостливым; всегда во всех проявлениях своей натуры он был переменчивым» (АЖА, Адр. XIV).

«Несмотря на свою склонность критиковать музыкантов, трагиков, комиков, грамматиков, риторов, ораторов, он всех специалистов удостаивал высоких почестей и делал богатыми, хотя и приводил их в смущение своими вопросами. Ученых, которые явно не соответствовали своей профессии, он делал богатыми и удостаивал почестей, но отстранял их от профессиональных занятий» (АЖА, Адр. XVI).

«Адриан так жаждал громкой славы, что книги о собственной жизни, написанные им самим, он передал своим образованным вольноотпущенникам для того, чтобы они издали их от своего имени» (АЖА, Адр. XVI).

У Адриана не было детей. Он долго колебался, выбирая себе преемника. «Наконец, всех, кому он думал передать власть, он возненавидел как будущих императоров. Однако всю силу своей природной жестокости он сдерживал до тех пор, пока тяжело не заболел» (АЖА, Адр. XXIII). Тогда в ожесточении он погубил многих людей из своего окружения, чем навлек на себя всеобщую ненависть.




Сначала Адриан усыновил Элия Вера, а после его ранней смерти – Антонина, к которому и перешла власть.

Адриан умер 10 июля 138 г. и был похоронен в Риме в грандиозном круглом мавзолее на берегу Тибра, который он построил себе при жизни.

Антонин, несмотря на то, что многие были озлоблены против Адриана, добился у сената его обожествления; за столь достойное отношение к памяти своего приемного отца Антонина стали звать Пий, что означает «благочестивый».

В 141 г. по повелению Антонина Пия в Риме был построен храм божественного Адриана, от которого сохранились северная стена и 11 мраморных колонн.

Мавзолей Адриана непоколебимо простоял темное, но бурное тысячелетие римского средневековья и, хотя был сильно потрепан варварством и перестроен, сделался как бы символом вечности и неистребимости Рима; папы превратили мавзолей в свою крепость, и он стал называться замком Святого Ангела.

Пpaвивший в 117-138 гг., римский император Адриан родился в 76 году. Oн пoявился нa свет кoлoнии Италике, рaсполoженной в пpoвинции Бетике нeподалeку oт сoвременной Севильи. Адриан пpихoдился cыном пpeтору Публию Элию Адриану Афру (тo eсть Африканскому, этo звaниe дoстaлось oтцу в кaчестве вoзнаграждения зa слyжбу в дaлекой Мавритании). Мaтерью мaльчика былa Домиция Паулина рoдом из испaнского Гадеса. Импeратор Адриан принaдлежал к aристократии. Егo дeд с oтцовской cтороны был члeном сeната и мyжем тeти Тpаяна. Этoт импeратoр, прaвивший в 98-117 гг., пpиходясь Адриану двoюродным дядeй, стaл егo oпекуном пoсле смeрти рoдителей рeбeнка в 85 гoду.



Будущий император Адриан выбрал военную карьеру. Он сделался трибуном в легионах, служивших в наиболее напряженных европейских провинциях: Верхней Германии, Нижней Мезии и Нижней Паннонии. Будучи правой рукой Траяна, Адриан сопровождал его по дороге в Рим, когда тот готовился вступить на престол. В столице военный женился. Его супругой стала Вибия Сабина - дочь племянницы нового императора.

Затем Адриан сделался квестором, командовал легионом и исполнял обязанности претора в период Дакской войны. Некоторое время он являлся наместником в Нижней Паннонии, чему поспособствовал сам император. Адриан отличался исправной службой и исполнительностью. В 108 году администраторские качества позволили ему стать консулом. Для империи это было неспокойное время - ключевым фигурам государственной власти приходилось отвечать на множество вызовов эпохи. С наступлением войны с Парфией Адриан отправился в Сирию, где стал наместником в приграничной провинции.

В 117 году Адриан во второй раз был избран консулом. Однако уже тем же летом скончался Траян и встал острый вопрос о передаче власти преемнику. Три дня новость о смерти государя оставалась тайной для масс. Элиты пытались договориться о том, кто будет новым главой государства. На следующий день после кончины Траяна было обнаружено его завещание, в котором он усыновлял Адриана и передавал ему права на престол. Факт последней воли усопшего подтвердила его супруга Помпея Плотина.

Несмотря на это весть о усыновлении вызвала некоторые сомнения. Вслед за восшествием на престол Адриана даже были выпущены новые монеты с изображением его профиля, на которых он титуловался цезарем, но не августом. Однако де-факто передача власти все же состоялась. Решающее слово было за армией, а она поддержала претендента, хорошо знакомого военным. Оппозиция новому правителю могла возникнуть в сенате, но сенаторы, оказавшись в фактической изоляции, с охотой или нет, но признали нового монарха.

Первым делом новый император Адриан обожествил своего предшественника и опекуна. Для этого ему пришлось выпросить разрешения у сената. Риторика правителя по отношению к влиятельным вельможам была специфической. Самодержец относился к сенаторам с почтением и предупредительностью. Фактически был заключен пакт о ненападении, инициатором которого стал сам Адриан. Император Рима обещал не репрессировать аристократию, если та не будет мешать осуществлять независимую политику.

Желание управлять самостоятельно не было случайным. Идеи Адриана во многом отличались от тех, которыми руководствовался Траян. Новый император отказался от дальнейшей экспансии на востоке. Причиной тому послужили крупные беспорядки в Месопотамии. Из-за них правление императора Адриана началось с того, что он решил положить конец сумятицам на границе. По его распоряжению легионы прекратили войны с Парфией. Буферные государства между Персией и Римской империей остались в руках местных вассальных царьков.

Политика компромиссов быстро дала плоды. Волнения прекратились. После первого успеха Адриан обратил свой взор на берега Дуная. Через эту приграничную реку в римское государство начали вторгаться роксоланы и сарматы. Армия разбила этих кочевников, пришедших из причерноморских степей. В соседней Дакии Адриан закрепил приобретения Траяна, введя там новую систему административного управления и поделив провинцию на три части.

Зиму 118 года Адриан проводил в Вифинии и Никодемии. Там до него дошли новости о распрях аристократов в столице. Находившийся в то время в Риме префект претория Аттиан в отсутствие императора казнил нескольких влиятельных политических деятелей, подозревавшихся в измене. Среди них был Луций Конст, которого сам Адриан незадолго до того сместил с должности наместника в Иудее. Другим наказанным оказался Гай Авидий Нигрин, считавшийся возможным преемником императора.

Узнав о случившейся расправе, Адриан вернулся в Рим. Ему пришлось продемонстрировать сенату, что он не причастен к смертям высокопоставленны чиновников. Для этого император совершил сакральную жертву, лишив Аттиана его должности префекта претория. Тем не менее эта история негативно сказалась на отношениях августа и сената.

Энергичный Адриан - римский император, который первым в череде своих предшественников и преемников исколесил всю свою огромную империю. Он заслуженно считается одним из величайших путешественников античности. Пик поездок по провинциям пришелся на 121-132 гг. В каждом городе император лично принимал граждан, узнавал их проблемы и решал их самые насущные проблемы.

Набравшись впечатлений о собственной стране, Адриан распорядился выпустить серию монет, на которые попали изображения центров каждой римской провинции. Разнообразные края государства олицетворялись в образе женщины. Все они отличались друг от друга, получив уникальный характерный атрибут: азиатскую саблю, египетский ибис, игры греков и т. д.

Адриан стал первым императором, отказавшимся от идеологии, согласно которой империя должна была существовать только ради благополучия Рима. Именно он задался целью создать из огромного государства живой организм, равного которому еще не было в человеческой истории. Самодержец видел в империи не скопление покоренных и захваченных земель, а содружество, в котором жило много уникальных народностей. Внимание Адриана к делам в провинциях не ослабевало на протяжении всего его правления.

Целью первого крупного путешествия Адриана была Галлия. Император посетил провинции, расположенные в бассейне Рейна и Дуная. Затем он побывал в далекой Британии. По поручению цезаря на севере острова началось строительство длинной стены, защитившей римские владения от враждебных каледонцев.

В 122 году Адриан вновь побывал в Галлии, на этот раз в ее южных областях. В городе Немаусе (современном Ниме) он заложил храм в честь недавно скончавшейся супруги Траяна Помпеи Платины. Государь всякий раз старался подчеркнуть собственный пиетет по отношению к своему предшественнику и его семье. В Италике, где родился Адриан, римский император побывал следующей зимой, откуда он перебрался в Мавританию и Африку.

В 123 году отношения между Римом и Парфией пережили очередное испытание на прочность. Опасаясь войны, Адриан лично побывал на востоке страны. Он провел переговоры с персами и разрядил обстановку. Во время этого вояжа государь посетил Пальмиру и Антиохию. В следующем году неутомимый Адриан приехал во Фракию, где основал город своего имени Адрианополь. Этот политический и культурный центр пережил империю. В эпоху Византии он был одним из ее важнейших провинциальных центров. Сегодня город носит турецкое название Эдирне.

Любопытны путешествия императора в Грецию. Во время одного из них август лично принял участие в Элевсинских мистериях - важнейшем ежегодном эллинском религиозном обряде, посвященном богиням плодородия Персефоне и Деметре. Также примечательно восхождение императора на вершину вулкана Этны на Сицилии. Путешествуя по империи, Адриан покорил еще несколько гор (например, Кассий в Сирии). Посетил август и славный Египет. Он добрался до Колоссов Мемнона - каменных статуй фараона Аменхотепа III, стоявших в Фивах уже полторы тысячи лет.

Для привычек государя и характера было важно то, что Адриан - римский император, биография которого представляла собой пример успешного военного, в конце концов, ушедшего в политику. Став государем, он начал часто ездить в армию. Император посещал и постоянно контролировал войска, проверяя их готовность и боевые навыки. Поскольку Адриан отказался от дальнейшей римской экспансии, легионам пришлось полностью менять собственный уклад. Лишившись завоевательных походов, они были брошены на укрепление приграничных районов.

В эпоху Адриана вдоль государственных рубежей было построено значительное число мощных оборонительных сооружений. Главная фортификация империи появилась в Северной Британии. Эта уже упомянутая стена, названная стеной Адриана, протянулась от Соляной дороги до Тайна и даже сохранилась до наших дней. Ее соорудили из дерна и камня. Характерными особенностями стены стали рвы в форме буквы V. Покой римской Британии защищался массивными воротами и высокими башнями, в которых служили самые лучшие и выносливые легионеры. Всего стену охраняло около пятнадцати тысяч человек. К северу от нее располагалась непокоренная варварская Каледония.

Схожие фортификации появились в Греции и Германии. Они ставились там, где не было естественных природных рубежей (например, рек). Сплошной участок длиной в двести миль был проведен между Дунаем и Рейном. Этот вал венчался частоколом из дерева и окружался крутыми рвами.

Благодаря охранительной политике Адриана около границ возникли процветающие гражданские поселения. Они появлялись рядом с военными лагерями. Колонисты старались укрыться от опасных соседей варваров за крепостными стенами.

Менялся и образ жизни армии. Теперь солдаты не просто воевали, а разводили лошадей, строили каменоломни, изготавливали обмундирование, охраняли и перевозили зерно, занимались животноводством. Переставшие перебрасываться из провинции в провинцию легионы значительно расширили поле своей деятельности. Теперь они решали и хозяйственные задачи.

Все эти нововведения поощрял сам Адриан. Римский император без устали занимался делами армии, являвшейся опорой спокойствия и процветания огромного государства. Адриан требовал соблюдения жесткой дисциплины и в то же время умел участливо общаться с солдатами. Он регулярно посещал маневры, делил пищу и быт с легионерами. Сам, выйдя из военной среды, император вызывал у пехотинцев и офицеров огромную симпатию. Во многом благодаря этому в период правления Адриана в империи не было ни одного солдатского мятежа.

Большая часть эпохи Адриана была мирной. Единственная серьезная война вспыхнула в 132 году, уже ближе к концу его правления. Грянуло еврейское восстание в Иудее. Поводом к беспорядкам стало строительство римского храма в Иерусалиме. Вдохновителем восстания был Симеон Бар-Кохба. Мятежники захватили Иерусалим и выгнали из него римлян. Подавление вооруженного выступления заняло три года.

Действиями армии периодически руководил сам Адриан. Император Рима присутствовал при падении Иерусалима в 134 году. Через несколько месяцев после этого эпизода разрозненные остатки недовольных были окончательно побеждены легионами. На евреев посыпались репрессии. В частности, им было запрещено обрезание.

Престолонаследие оказалось главной проблемой, с которой столкнулся Адриан. Римский император так и не обзавелся с детьми. Его отношения с супругой Вибией Сабиной были достаточно прохладными. Она умерла в 128 году. Через восемь лет Адриан усыновил Луция Коммода, однако тот преждевременно скончался. Следующим официальным наследником стал Антоний Пий. Чтобы обеспечить долговременную преемственность власти и в следующих поколениях, Адриан приказал преемнику усыновить Луция Вера и Марка Аврелия. Все они позже стали императорами. Сам Адриан скончался 10 июля 138 года. Для его упокоения в Риме заблаговременно был построен мавзолей. Сегодня он известен как замок Святого Ангела.

Адриан - римский император, дата рождения которого (24 января 76 года) пришлась на период расцвета языческой культуры. Государь был воплощением своей эпохи. Он интересовался магией, астрологией и принимал участие в религиозных обрядах. Адриан написал несколько поэм, любил литературу и регулярно общался с лучшими писателями-современниками. Также он интересовался архитектурой и искусством. Во времена Адриана в империи возник новый жанр живописи, вдохновленный греческой культурой. Он был первым августом, которого стали изображать в идеализированном образе и с бородой.

Римских художников и скульпторов очень интересовал император Адриан и Антиной - фаворит и приближенный государя. Этот юноша трагически утонул в Ниле в 130 году. Адриан распорядился учредить религиозный культ Антиноя, и с тех пор того почитали как бога.


фото: Вилла Адриана в Тиволи.

Интересные факты об императоре
Архитектурные пристрастия Адриана ярче всего воплотились в его собственной резиденции в пригороде Рима Тибуре, построенной среди склонов и оливковых рощ. Вилла императора отражала самые разные стили, характерные для разных провинций государства, в которых тот побывал. Адриан окружил себя смелыми архитекторами-экспериментаторами и поручил им создать нечто совершенно новое. Результатом изысканий стали облицованные кирпичом бетонные конструкции, похожих на которые не было во всем Риме. Так в империи произошла настоящая революция и зародилась мода на изогнутые сложные очертания, пришедшие на смену простым прямым линиям.

Сам август не собирался ограничиваться в нововведениях одной лишь своей виллой. Адриан - римский император, годы правления которого (117-138) пришлись на пик почитания древних богов. В честь них был перестроен пантеон на Марсовом поле. На месте старого храма появилось новое здание круглой формы. Пантеон Адриана стал первым подобным сооружением, где собирались верующие.

По воле императора около Римского Форума был построен храм Ромы и Венеры. Отдельное культовое сооружение архитекторы соорудили в честь причисленного к богам Траяна. В Афинах государь инициировал реконструкцию храма Зевса. Нет сомнения, что император Адриан, биография которого была связана с многочисленными поездками на восток своей страны, был истинным эллинофилом.



error: Контент защищен !!