Морские сражения на балтике. Готландский бой Морские сражения на балтике дата и значение

Этот день в истории:

Во время войны со Швецией 1808-1809 годов 24 гребных судна русского отряда капитана I ранга Селиванова находились в Абоских шхерах при входе в Ботнический залив. 18 августа 1808 года они встретились у острова Судсало со шведским отрядом в составе 45 канонерских лодок и 6 галер. Противник приближался с попутным ветром к выходу из узкого пролива на просторный плес, на котором стояли русские суда. Начальник русского авангарда лейтенант Давыдов со своими 6 судами встал в проливе, закрыл шведским кораблям два прохода на плес и не дал им выйти из узости пролива и развернуть все свои силы до подхода всех судов отряда Селиванова. Усилив отряд лейтенанта Давыдова 6 судами под командованием лейтенанта Хвостова, Селиванов еще двумя отрядами судов закрыл все проходы, через которые шведы пытались обойти фланг нашей линии и выйти на большую воду.

Сражение на самой близкой дистанции продолжалось 8 часов. Несмотря на облака густого порохового дыма, относимые на русские суда, и немедленную замену поврежденных неприятельских кораблей новыми, огонь нашей артиллерии был настолько эффективен, что шведам так и не удалось прорваться на плес. Наступившая темнота прекратила сражение, в результате которого шведы потеряли 10 канонерских лодок (8 затонули, а 2 были взорваны) и 242 человека убитыми и ранеными. Потери русской стороны: 2 канонерские лодки, 45 человек убито и 68 ранено. Из-за большого расхода боезапаса и повреждений многих судов, из которых 17 имели от 4 до 8 пробоин и едва держались на плаву, Селиванов отвел свой отряд в Або.

15 ноября 1913 года на стапеле Русско-Балтийского завода в Ревеле был заложен головной эсминец новой серии, которому дали название “Гавриил”. Строившийся в рамках Большой судостроительной программы 1913-1917 годов, “Гавриил” вобрал в себя лучшие качества знаменитого эсминца “Новик”. 23 декабря 1914 года “Гавриил” был спущен на воду, но только почти через два года, 26 ноября 1916 года, вошел в состав Балтийского флота и сразу начал боевую службу. В апреле 1918 года эсминец в числе других кораблей Балтийского флота участвовал в Ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт, а в 1919 году активно включился в оборону Петрограда.

18 мая 1919 года “Гавриил” под командованием В.В. Севастьянова прикрывал в Копорской губе работу 4 русских тральщиков, проводивших контрольное траление залива. В одиннадцатом часу дня с запада к ним стали быстро приближаться 4 английских эсминца. Тральщики прекратили траление и стали отходить на восток под прикрытие береговой артиллерии форта “Красная Горка”. Прикрывая их отход, “Гавриил” занял позицию между английскими кораблями и тральщиками. Бой начался на дистанции 70 каб. В течение 50 минут по “Гавриилу” было выпущено более 300 снарядов, но благодаря искусному маневрированию русского эсминца они не причинили ему серьезного вреда. Враг не добился ни одного прямого попадания. Огнем комендоров “Гавриила” один из вражеских кораблей был поврежден, а другие попали под огонь форта “Серая Лошадь” и вынуждены были покинуть поле боя.

Ровно через три месяца эсминец “Гавриил” отличился вновь. 18 августа в 3 часа 45 минут над Кронштадтским рейдом появились английские самолеты и стали сбрасывать бомбы, одна из которых потопила баржу, стоявшую у борта линкора “Андрей Первозванный”. Русские корабли открыли по ним артиллерийский огонь. В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание моряков было обращено на самолеты, 7 английских торпедных катеров типа “СМВ” незаметно приблизились к рейду со стороны Ораниенбаума и предприняли стремительную атаку наших кораблей.

Эсминец “Гавриил” в эту ночь нес дежурство у входа на рейд. Заметив первые два катера, его комендоры сразу открыли огонь. Вскоре один из катеров вспыхнул и пошел на дно, а второй отвернул и скрылся в тумане. Поспешно выпущенная одним из катеров торпеда в цель не попала и взорвалась у стенки гавани. В это время с двух направлений в гавань ворвались еще 5 катеров. Два катера отвлекли на себя внимание эсминца, а трем другим катерам удалось проскочить и прицельно провести торпедные стрельбы. В результате была потоплена плавбаза подводных лодок (бывший крейсер) “Память Азова” и подорван линкор “Андрей Первозванный”. По некоторым источникам от взрыва торпеды также получил повреждение линкор “Петропавловск”.

При выходе из гавани катера снова попали под огонь “Гавриила”. Один катер получил снаряд с эсминца и начал тонуть. Его экипаж был подобран одним из непрорвавшихся в гавань английских катеров. После этого катер дал полный ход и выстрелил двумя торпедами в злополучный русский эсминец. Выпущенные второпях, торпеды прошли мимо, а вот очередной снаряд “Гавриила” угодил катеру прямо в бензобак, после чего тот мгновенно вспыхнул и взорвался.

В 4 часа 35 минут бой закончился. Шлюпка с “Гавриила” подняла из воды 9 человек с потопленных катеров. В их числе оказался лейтенант Непир - внук вице-адмирала Чарльза Непира, в июне 1854 года безрезультатно пытавшегося захватить Кронштадт. Один из спасенных английских офицеров так оценил действия комендоров “Гавриила”: “Англичане будут очень удивлены, узнав о столь значительных наших потерях в Кронштадтской операции. Действия русской артиллерии блестящие”.

Эсминец “Гавриил” и его доблестный командир погибли утром 21 октября 1919 года в Копорском заливе после подрыва на мине при следовании на минную постановку. Вместе с “Гавриилом” на этом минном поле подорвались и затонули эсминцы “Свобода” и “Константин”. С этих трех кораблей спаслось только 25 человек, которых подобрал, шедший концевым и уцелевший, эсминец “Азард”.

"Гавриил" в апреле 1918 года.

18 мая 1703 года в устье реки Невы состоялся морской бой между тремя десятками лодок с солдатами Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков и двумя боевыми кораблями шведского флота, пришедшими в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. В ходе непродолжительного боя оба шведских корабля были взяты на абордаж. Бой сей явился первым морским сражением русского флота на Балтике. 18 мая считается датой рождения Балтийского флота.

11 мая 1703 года Пётр I жестокой бомбардировкой заставил сдаться шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы, на месте нынешнего Санкт-Петербурга. А уже вечером 13 мая невдалеке от устья Невы появляется эскадра из девяти шведских судов под командованием адмирала Нумерса, направленная на помощь осажденной крепости.

Шведы, не зная, сдалась крепость или нет, подали условный сигнал - два пушечных выстрела. Борис Петрович Шереметев распорядился ответить двумя выстрелами крепостной артиллерии, что и повторял потом ежедневно утром и вечером. Пароль угадали верно, шведы его приняли и, задержанные встречным ветром, встали на якоря, спустив шлюпку, которая должна была привезти на борт лоцмана. Засада с Гутуевского острова атаковала высадившихся со шлюпки, но преждевременно - удалось захватить лишь одного матроса. Сама шлюпка поспешно вернулась к эскадре.

Шведов, впрочем, не смутило присутствие на Гутуевском острове небольшого отряда русских. Ниеншанц исправно утром и вечером подавал опробованные условные пушечные сигналы, что убеждало шведских моряков в полном благополучии дела.

17 мая от эскадры отделились высланные на разведку десятипушечный бот «Гедан» («Щука») и восьмипушечная шнява «Астрильд» («Звезда»). Однако они не успели до наступления темноты войти в Неву и встали на якорь в ожидании рассвета. Об этом тотчас дают знать Петру в Ниеншанц.

Петр с Меншиковым с тридцатью лодками спустились ночью навстречу неприятелю. Часть лодок под командованием Меншикова осталась у истоков реки Фонтанки скрывшись за островом Овечий, а вторая половина во главе с самим Петром I спустилась к деревне Калинкиной к морю. На рассвете эта группа тихою греблею вдоль Васильевского острова на фоне леса обошла шведов и зашла на них со стороны моря. Под утро потемнел горизонт и пошел проливной дождь, что сыграло на руку атакующим. Группа Меншикова вышла с верховьев Фонтанки, после чего обе группы одновременно атаковали шведов.

Шведы, еще ночью заметив обходящие их лодки, сыграли тревогу и подняли паруса, намереваясь присоединиться к эскадре. Однако сильный встречный ветер и узость протоки им в этом препятствовали. Шведская эскадра также подняла паруса, пытаясь прийти на помощь попавшим в ловушку товарищам, однако войти в Неву не решилась.

Шведские корабли открыли сильный заградительный артиллерийский огонь. Несмотря на это, а также полное отсутствие своей артиллерии, русские лодки бросились в атаку на шведские суда. Миновав зону обстрела корабельных пушек, лодки достигли бортов кораблей и начался жестокий абордажный бой. При помощи только мушкетной стрельбы и гранат русские солдаты взяли оба шведских судна на абордаж. Свершилось небывалое - с лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены в абордажном бою два военных корабля, оснащенных восемнадцатью пушками. Царь одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.

Взяв вражеские корабли в качестве трофея, русские воины привели их в полдень следующего дня 19 мая к стенам крепости, получившей название Шлотбург. Обескураженный потерей двух кораблей, адмирал Нумерс увел эскадру в море, но продолжал оставаться все лето у устья Невы.

Все офицеры, участвовавшие в бою, были награждены золотыми медалями с цепями, а солдаты - серебряными медалями без цепей. На одной стороне медали находился барельефный портрет Петра I, а на другой - фрагмент боя и надпись: «Небываемое бывает. 1703». По правительственному заказу были изготовлены гравюры с изображением взятых судов и видом боя.

Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года день 18 мая объявлен днем создания Балтийского флота и с 1996 года ежегодно отмечается как День Балтийского флота.

В правление Петра Великого развитию торговых отношений с другими странами сильно препятствовало отсутствие у России выходов к Балтийскому морю. В то время на Балтике господствовали шведы. Россия полностью отрезана от моря. Петр Великий отлично понимал, что для того, чтобы отвоевать выход к морю, необходимо иметь сильный флот. В начале 17 века у России были военные корабли, однако большинство из них были не приспособлены к военным действиям на море. 20 октября 1696 года на адмиралтейской верфи началось строительство первого российского военного корабля, эта дата считается датой рождения регулярного Военно-Морского Флота России. Некоторые корабли были куплены за границей, другие были построены в России. Боевые корабли продолжали стоить и после начала великой северной войны. В период правления Петра Балтийский флот достиг пика своего расцвета.

Подготовка к борьбе за выход к Балтийскому морю

В начале 17 века Швеция представляла собой страну, армия которой имела прекрасное тактическую боеспособность. Шведский морской флот по своей военной мощи считался одним из самых сильных в мире. Усилиями русской дипломатии был заключен военный союз между Россией, Польшей и Данией. Первые боевые действия союзников России в начале северной войны не были успешны. На море Россию смог поддержать только датский флот. Польша на то время не имела боеспособных морских кораблей. Однако Дания поспешила заключить с Швецией мирный договор у же в августе 1700 года, в начале Северной войны.

Линейный корабль «Золотой орел»

Русский царь продолжал осуществлять целенаправленную военную подготовку. На Олонецких верфях были построены несколько парусных и гребных судов, в том числе знаменитый «Штандарт» и «Золотой орел». Однако боеспособность российского флота зависела не только от количества и качества боевых кораблей, но также и от уровня подготовки моряков. В связи с этим в 17070 году открываются первые школы, осуществляющие военную подготовку специалистов различного уровня: артиллеристов, инженеров, врачей и т.д

Историки придают большое значение морским сражениям на Балтике, благодаря которым в итоге Россия смогла преодолеть экономическую изоляцию, заполучив наконец выход к Балтийскому морю.
После знаменитой битвы на мысе Гангут в сознании общественности европейских стран изменилось представление о непобедимости Шведского флота. Россия продемонстрировала свою огневую мощь, доказав на примере, что способна отвоевать выходы к Балтике.


Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года

Если еще оставались какие либо сомнения насчет того, что Россия превратилась в сильную военно-морскую державу, то они были развеяны после сражения при Гренгаме. Когда русская эскадра обнаружила шведские корабли рядом с островами Лемланд и Фритсберг, погодные условия не позволили русским морякам сразу же вступить в бой, что было воспринято шведскими моряками как проявление слабости. После того, как шведские корабли начали открыто атаковать российскую флотилию, русские корабли продемонстрировали свою огневую мощь. Прекрасная боевая подготовка морских артиллеристов сделала свое дело. В результате битвы при Гренгаме шведский флот потерпел сокрушительное поражения. Россия окончательно укрепила свое господство в Финском заливе.

(1700, 1715-1721)
Турция
Франция

Командующие Пётр I
Фредерик IV
Август Сильный Карл XII Силы сторон В начале войны: Дания - 29 линейных кораблей (1922 орудия), Россия - 0.
К концу войны: более 60 линейных кораблей. В начале войны: более 220 линейных кораблей.
К 1714 году - около 40 линейных кораблей.

Балтийский флот во время Северной войны являлся одной из главных военных сил на Балтийском море. Флотом были одержаны морские победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720), в завершающий период войны проводились активные каперские действия (1715-1721).

Понятие морской операции

Морские силы России и Швеции к 1700 году

Россия

Состав Шведского флота в июне 1700 г.

Название корабля Ранг Тип корабля Водоизмещение , шведских тонн Число пушек: количество пушек * калибр орудий в фунтах (n-фунтовых) Дата постройки корабля (спуска на воду)
Король Карл (Kung Karl) 1 линейный корабль 2730 104/110: 10 36-фунт., 22 24-фунт.,

30 18-фунт., 28 8-фунт., 14 4-фунтовых

1694
Энигхетен (Enigheten) 1 линейный корабль 2170 94: 56 24-фунт., 28 8-фунт.,

6 4-фунт., 4 3-фунтовых

1696
Королева Хедвига Элеанора (Drottning Hedvig Eleanora) 1 линейный корабль 2020 88/90: 30 24-фунт., 28 12-фунт.,

22 6-фунт., 4 4-фунт., 4 3-фунт.

1683
Королева Ульрика (Drottning Ulrika) 1 линейный корабль 1970 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт.,

4 6-фунт., 4 3-фунт.

1684
Принц Карл (Prins Karl) 1 линейный корабль ? 76/80: ? 1685
Принцесса Хедвига София (Prinsessa Hedvig Sofia) 2 линейный корабль 1920 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт., 4 6-фунт., 4 3-фунт. 1692
Принцесса Ульрика (Prinsessan Ulrika) 2 линейный корабль 70/80: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1694
Сверйе (Sverige) 2 линейный корабль ? 82 1678
Ёта (Göta) 2 линейный корабль ? 70/76: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Венден (Wenden) 2 линейный корабль 1470 76/82: 24 24-фунт., 2 18-фунт., 18 12-фунт., 24 6-фунт., 4 3-фунт. 1689
Смоланд (Småland) 2 линейный корабль ? 68/70: ? 1679
Стокгольм (Stockholm) 2 линейный корабль 1470 70/76: 28 24-фунт., 24 18-фунт., 14 8-фунт.,

6 6-фунт., 4 3-фунт.

1682
Карлскруна (Karlskrona) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Виктория (Viktoria) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1680
Блекинге (Blekinge) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 2 18 фунт., 26 12-фунт., 12 6-фунт., 6 4-фунт. 1682
Врангель (Wrangel) 3 линейный корабль ? 60/70: 12 24-фунт., 10 18-фунт., 16 12-фунт., 10 8-фунт., 2 6-фунт., 10 4-фунт. 1664
Финлянд (Finland) 3 линейный корабль ? 64: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1667
Бохус (Bohus) 3 линейный корабль ? 74: 1663, перестроен в 1687
Упланд (Upland) 3 линейный корабль ? 70: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 18 4-фунт., 4 3-фунт. 1666
Скания (Skånia) 3 линейный корабль 1215 64/68: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Геркулес (Hercules) 3 линейный корабль ? 54/62: 6 24-фунт., 10 18-фунт., 18 12-фунт.,18 6-фунт., 2 3-фунт. 1650
Вестманланд (Westmanland) 3 линейный корабль ? 62 1696
Фредерика Амалия (Frederika Amalia) 3 линейный корабль 1215 62: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 8 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Сёдерманланд (Södermanland) 4 линейный корабль 1080 52/56: 22 18-фунт., 22 8-фунт., 8 6-фунт. 1693
Поммерн (Pommern) 4 линейный корабль 1070 56: 22 18-фунт. , 22 8-фунт., 10 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Эланд (Őland) 4 линейный корабль 1025 1681
Халланд (Halland) 4 линейный корабль 980 1682
Эстлянд (Estland) 4 линейный корабль 960 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Готланд (Götland) 4 линейный корабль 990 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Ливлянд (Lifland) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1682
Эзель (Ősel) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1683
Ватхмейстер (Wachtmeister) 4 линейный корабль 775 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1681
Гётеборг (Göteborg) 4 линейный корабль 870 44/50: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 3-фунт. 1696
Принц Фредерик Вильгельм (Prince Frederik Vilhelm) 4 линейный корабль 630 40/50: 18 18-фунт., 18 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Кальмар (Kalmar) 4 линейный корабль 815 1695
Висмар (Wismar) 4 линейный корабль 695 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 4 6-фунт., 20 4-фунт., 4 3-фунт. 1694
Штетин (Stettin) 4 линейный корабль 740 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 20 4-фунт., 8 3-фунт. 1695
Вреден (Wreden) 4 линейный корабль 815 44/52: 20 12-фунт., 20 6-фунт., 12 3-фунт. 1697
Норрчёпинг (Norrköping) 4 линейный корабль 815 44/46: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 8 3-фунт. 1698
Хальмстад (Halmstad) 4 фрегат 815 44: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 4-фунт. 1699
Рига (Riga) 5 фрегат 780 32: 16 18-фунт.,16 6-фунт. 1684
Штральзунд (Stralsund) 5 фрегат 515 32: 16 18-фунт., 16 4-фунт. 1688
Стенбоккен (Stenbocken) 5 прам ? 24: 10 18-фунт., 4 12-фунт., 10 3-фунт. 1679
Варберг (Varberg) 5 фрегат 630 36: ? 1699
Марстранд (Marstrand) 5 фрегат 375 26: 18 8-фунт., 8 6-фунт. 1699
Дельфин (Delfin) 5 фрегат 283 22 1677
Юнас (Jonas) 5 транспорт ? 20: 18 8-фунт., 2 4-фунт. 1698
Фалкен (Falken) 6 фрегат 375 26: 20 8-фунт., 6 3-фунт. 1688 (1689)
Фама(Fama) 6 фрегат 152 16: 6 6-фунт., 10 4-фунт. 1678
Нептун (Neptunus) 6 фрегат 166 16 3-фунт. 1687
Йегарен (Jägaren) 6 фрегат 166 16 3-фунтовых 1686
Сван (Svan) 6 фрегат 186 10/16 3-фунт. 1686
Фригге (Frigga) 6 фрегат 77 10: 6-6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Хуммерн (Hummern) 6 шнява 108 14: 8 6-фунт., 6 3-фунт. 1700
Яков Младший (Iac Minor) 6 бомбардирский корабль ? ? 1695
Оскедундер (Åskedunder) 6 бомбардирский корабль 190 1 мортира, 4 4-фунт. 1698
Астрильд (Astrild) 6 бригантина (шнява) ? 8 1699
Терезия (Theresia) 6 бригантина 103 6 6-фунт., 6 4-фунт. 1676

Становление Русского флота на Балтике

Русско-шведские столкновения на морях и озёрах 1700-1702 годах

Единственной военной операцией на море в 1701 году была попытка отряда шведского флота нанести возможно больший ущерб Архангельскому порту и северной русской торговле в целом. Для достижения этой цели в Белое море была послана шведская эскадра под командованием коммандора Леве, вышедшая из порта Гётеборга 7 июня 1701 года .

У Берёзового устья шведский отряд перебил русский сторожевой гарнизон , состоявший из 15 солдат и 1 офицера. Далее шведская эскадра двинулась к Новодвинской крепости.

На одном из этих кораблей находились двое русских пленных: Иван Рябов - «служебник» Николаевского Карельского монастыря и переводчик Дмитрий Борисов, которых шведы заставили вести их суда к Архангельску . Возможно из-за заведомо неверных сведений русских пленников шведы повели свои суда к Ново-Двинской крепости прямо под огонь 4 береговых батарей и два из них: фрегат и яхту , посадили на мель . Оба они были взяты солдатами русского отряда, размещённого на 2 ботах (всего гарнизон Новодвинской крепости насчитывал 700 человек). Русские трофеи, снятые с этих кораблей составили: 13 пушек, 200 ядер, 850 досок железа, 15 пудов (около 270 кг) свинца. Потери гарнизона Новодвинской крепости составили 2 человека убитыми и несколько ранеными.

После тринадцатичасового боя, занявшего и большую часть ночи с 25 на 26 июня шведы принуждены были уйти на одном фрегате (Tofva-lite), оставив в руках русских два судна: Mjohund и Falk. Переводчика Дмитрия Борисова шведы убили; Иван Рябов притворился мертвым, а затем вплавь добрался до берега. Другая часть шведской эскадры оставалась в Белом море до 21 июля, захватывая рыболовецкие суда и сжигая прибрежные деревни. К 25 августа шведы вернулись в Гётеборг .

Посылка шведской экспедиции к Архангельску , надо полагать, было заранее известна русской стороне, потому как известно, что для отражения шведской эскадры ещё до появления последней, с четырёх английских купеческих кораблей было взято 13 железных пушек .

1702 год

1708 год

1711 год

Состояние Шведского флота в 1710-1721 годах

Неудачные для Швеции боевые действия на суше в 1707-1709 гг. (Под Лесным, Полтавой и Переволочной), а затем бегство Карла XII из России крайне плачевно сказались на финансировании строительства и ремонта кораблей Шведского флота, а последовавшее затем фактическое поражение Шведского флота от Датского в Кёге-бухте (1710) ещё более сильно ударило по состоянию и престижу Шведского Королевского флота. С 1710 по 1721 гг. на Шведских верфях был заложен только один линейный корабль и 10 фрегатов. Вместо полноценных боевых кораблей на шведских верфях развернулось масштабное строительство галерных флотов, и хотя Шведский линейный флот и стремился по-прежнему действовать против прибрежных городов и коммуникаций своих противников (подробнее см. ниже), но из года в год после морского сражения в Кёге-бухте (1710 г.) количество шведских линейных кораблей неуклонно сокращалось, а количество галер, полугалер, бригантин, прамов и бомбардирских кораблей увеличивалось.

Состав Шведского флота на 1 августа 1710 года

Состав русского Балтийского флота на 1 августа 1710 года

Название корабля Тип корабля Число орудий Калибр орудий
Выборг Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Рига Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Пернов Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Олифант фрегат / прам 36 6-фунтовые
Думкрат фрегат / прам 26/36 24-фунтовые
Святой Пётр фрегат 30 8-фунтовые
Святой Павел фрегат 30 8-фунтовые
Штандарт фрегат 24/28 6-фунтовые
Петербург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Шлиссельбург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Кроншлот фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Нарва фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Архангел Михаил фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Иван-город фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Бык прам 24 ?
Буйвол прам 24 ?
Arcke des Verbonees прам 16/18 ?
Arcanne прам 16/18 ?
Лизет шнява 16/18 3-фунтовые
Мункер шнява 14 3-фунтовые
Святой Яким шнява 14 3-фунтовые
Ямбург шнява 14 3-фунтовые
Дегас

22 июня 1790 года - Выборгское морское сражение произошло между русским и шведским флотами на выходе из Выборгского залива. В нем принимало участие более 500 вымпелов и свыше 70000 человек. Это сражение было не только крупнейшим в истории Балтики, но и вообще последним генеральным сражением парусных флотов в ее водах. Потеряв 7 линейных кораблей из 22, шведский король Густав III прорвал блокаду русского флота и ушел в Свеаборг. При этом он сохранил ядро своего корабельного флота и почти весь гребной флот. После этого сражения шведы поняли бесперспективность дальнейшего ведения войны и подписали мирный договор на выгодных для России условиях. В России по этому вопросу не было единого мнения. Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II сочла это сражение успешным и щедро наградила его участников. Многие флотские офицеры и историки флота справедливо указывали, что русские имели две реальные возможности полностью разгромить шведский флот, и только необъяснимая нерешительность командующего флотом адмирала В. Я. Чичагова позволила шведам избежать разгрома. Обвинения эти были настолько распространены, что легкая на крайние суждения молодежь даже поговаривала о подкупе шведами нашего адмирала.

В русской морской истории Выборгское сражение - это забытая крупнейшая морская победа. Для наших противников, флот которых включал 3 шведские, 1 финскую и 1 немецкую эскадры, это было не только крупнейшее поражение, но и пример мужества моряков, сумевших вырваться из блокады, хотя и потеряв 30% флота.

Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II объявила это сражение успешным и щедро наградила его участников. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был пожалован орденом Святого Георгия I степени. Этой редкой и высокой награды не удостоился больше ни один российский флотоводец.


Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. Обе стороны возлагали большие надежды на кампанию 1790 года и стремились к самым решительным действиям. Шведы планировали разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург, чтобы продиктовать России свои условия нового мирного договора. По численности шведская армия значительно превосходила силы русских, поэтому шведский король Густав III был уверен в победе.

Русские готовились к нанесению таких ударов, которые позволили бы быстро завершить войну и обеспечить надежный выход в Балтийское море. В этой связи особое внимание было уделено усилению флота, который к началу кампании 1790 года был разделен на две эскадры. Командующий флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов со своей эскадрой стоял в Ревеле, а кронштадтскую эскадру возглавлял вице-адмирал А.И. Круз.

Шведы стремились разбить сначала ревельскую, а затем кронштадтскую эскадры по отдельности. Поэтому уже 2 мая 1790 года шведский флот подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде русскую эскадру. Бой продолжался около двух часов. Несмотря на большое численное превосходство, шведам пришлось отступить. Они потеряли два линейных корабля, причем один из них был взят в плен.

После этого поражения они направились в восточную часть Финского залива, чтобы нанести удар по кронштадтской эскадре. Бой начался утром 23 мая 1790 года недалеко от Красной Горки. И на этот раз численное превосходство было на стороне шведов, но русские постоянно атаковали, и шведы вынуждены были отойти. На следующий день бой возобновился и с перерывами продолжался до вечера.

В это время эскадра Чичагова вышла из Ревеля и уже приближалась к Красной горке. Если бы она сразу вступила в бой, шведский флот не смог бы избежать полного разгрома. Но Чичагов приказал эскадре встать на якорь недалеко от места сражения. Позднее он объяснил это выпавшим туманом, который не позволил ему обнаружить шведский флот. Ревельская эскадра не позволила шведам отступить в Свеаборг, и они отошли в Выборгский залив, где и были блокированы объединенным флотом русских.

Блокада продолжалась почти месяц. В Выборгском заливе был заперт корабельный флот и гребная флотилия шведов. В общей сложности здесь было 390 вымпелов и до 55 000 человек войск и личного состава судов во главе с королем Швеции Густавом III. Положение шведского флота было незавидным. Запасы воды подходили к концу. Людей пришлось перевести на треть рациона. При этом постоянно приходили известия о прибытии к русским крупных подкреплений. Боевой дух шведов падал.

Рано утром 22 июня шведские суда, пользуясь легким восточным ветром, стали прорываться по северному фарватеру. Им противостоял отряд контр-адмирала И.А. Повалишина - всего 5 кораблей и одно бомбардирское судно, а также стоявший западнее отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова - три фрегата. Ветер свежал шведские суда быстро проносились на очень близком расстоянии между кораблями отряда Повалишина, а затем Ханыкова, поражая их мощными бортовыми залпами. Наши корабли были окутаны плотным дымом. Они яростно отбивались от постоянно проходивших мимо них все новых и новых судов противника. Некоторым нашим кораблям приходилось сражаться на два борта, не имея помощи от основного флота, стоявшего на якорях около центрального и южного фарватеров.

Отряды Ханыкова и Повалишина вынесли на себе всю тяжесть этого жесточайшего боя. Их корабли имели значительные повреждения и большие потери в людях. Приказ Чичагова оказать помощь Повалишину был отдан только через два с половиной часа после начала прорыва, когда большая часть шведских кораблей уже уходила к Свеаборгу. Сильно запоздал и его приказ идти в погоню за прорвавшимися шведскими судами, в результате чего главные силы русского флота начали преследование шведов только через шесть часов после прорыва.

Под прикрытием корабельного флота из Выборгского залива прорвались и гребные суда. Против них должна была действовать наша гребная флотилия, но ее командующий принц К. Нассау-Зиген тоже устремился в погоню за парусными кораблями. Ему удалось взять в плен 60-ти пушечный фрегат. Зато шведская гребная флотилия вышла из блокады с минимальными потерями и 28 июня в заливе у Роченсальма нанесла тяжелое поражение русскому гребному флоту под командованием того же принца Нассау-Зигена.

В этом сражении шведы потеряли 64 судна, в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. Шведский флот вновь был блокирован русскими судами, теперь уже в Свеаборге. Потери русских: 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерял одну небольшую шхуну. Важнейшими стратегическими результатами сражения явились окончательный крах наступательных планов Густава III, проигрыш шведами кампании 1790 г. и войны в целом. Шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790). Победа в Выборгском сражении стала успешным завершением многолетней борьбы России со Швецией за преобладание на Балтийском море. Известный английский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн назвал Выборгское сражение "Трафальгаром Балтики".



error: Контент защищен !!