Памятник федорову надпись первому мученику русской печати.

Фото: Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Фото и описание

Весной 1564 года в Москве была отпечатана первая книга. Это событие было зафиксировано в исторических документах, поэтому его принято считать началом книгопечатания на Руси. Первой изданной печатным, а не рукописным, способом книгой стал «Апостол», а первым печатником – дьякон Иван Федоров. Книга была издана на Печатном дворе, который был создан в 50-е годы XVI столетия по указу Ивана Грозного. В начале ХХ века рядом со зданием бывшего Государева Печатного двора был установлен памятник Ивану Федорову. Правда, в течение прошлого столетия его дважды переносили: в 30-е годы при расширении Театрального проезда и в 90-е при возведении торгового комплекса.

Авторами памятника первопечатнику стали скульптор Сергей Волнухин и архитектор Иван Машков. Сергей Волнухин со своим проектом одержал победу в большом конкурсе, в котором участвовали другие известные зодчие Москвы (Иван Жолтовский и Николай Андреев) и даже их зарубежные коллеги. Сбор средств на устройство памятника шел в течение тридцати лет по инициативе Московского археологического общества. И только в 1901-м Сергей Волнухин приступил к созданию бронзовой статуи Ивана Федорова. Открытие монумента состоялось в октябре 1909 года.

О том, как выглядел Иван Федоров, создатели памятника могли только догадываться, так как изображения первопечатника не сохранились. Несмотря на то, что Федоров был дьяконом, его изобразили в одежде ремесленника. В одной руке мастер держит отпечатанную страницу книги, а другой придерживает наборную доску, в которую вставлялись буквы. Статуя помещена на высокий пьедестал из черного полированного камня, на одной из сторон которого находится печатный знак мастера, отлитый из бронзы, а на другой – его девиз.

В работе над «Апостолом» Ивану Федорову помогал Петр Мстиславец, издание этой книги заняло у них целый год. В 1565 году из типографии вышло следующее издание – «Часовник». Иван Федоров напечатал и другие книги религиозного содержания, буквари и книги для чтения.

Весной 1564 года свершилось на Руси великое дело: в Москве увидели свет «Деяния апостольские» («Апостол») - первая датированная книга на русском языке, изданная типографским способом.

К 300-летнему юбилею этого события Московское археологическое общество выступило с инициативой создания памятника первопечатнику Ивану Фёдорову (около 1510–1583). Монумент было решено воздвигнуть недалеко от места нахождения бывшего Печатного двора - первой московской государственной типографии, основанной в середине ХVI века при поддержке Ивана Грозного и митрополита Макария. Ныне на здании Историко- архивного института РГГУ (ул. Никольская, 15) укреплена мемориальная доска с выгравированным издательским знаком первопечатника и текстом славянской вязью: «На этом месте находился Печатный двор, где в 1564 году Иван Фёдоров напечатал первую русскую книгу».

Объявленная подписка на сбор денежных средств позволила к 1901 году накопить достаточную сумму. В том же году был проведен конкурс на лучший проект памятника. Задачу участников осложняло то, что они не имели не только изображения первопечатника, но даже его словесного портрета. Приходилось полагаться только на художественное чутьё. Победителями конкурса стали скульптор С. М. Волнухин и архитектор И. П. Машков.

Памятник был открыт 27 сентября 1909 года. Этому событию предшествовала тематическая выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Фёдорова. На открытие собралось множество народа, в газетах писали, что «...Китайский проезд, Рождественская и части Лубянской и Театральной площади были запружены толпой». Люди стояли даже на крышах. Выступления были запрещены, поэтому к памятнику только молча возлагали венки - их оказалось 99. И на одном из них была лента с надписью «Первому мученику русской печати».

Этот небольшой по размеру бронзовый памятник удивительно гармоничен. На невысоком постаменте - скульптура московского первопечатника в одежде посадского человека. Иван Фёдоров изображён во время работы - он без шапки, только ремешок-наголовник облегает волосы. В правой руке он держит типографский лист с оттиском «Апостола», левой придерживает поставленную на скамью печатную доску. Во всём его облике читаются благородство и скромность. Это - обобщённый образ русского мастера, художника, православного человека.

На гранитном постаменте с лицевой стороны укреплён бронзовый герб первопечатника (рука, держащая орнаментальное украшение) и высечена надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров. 1563 - 19 апр.». На обратной стороне выбиты слова Ивана Фёдорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 700 первое апреля в...» и ниже: «Ради братии моих и ближних моих».

Монументы и скульптурные композиции - связующая нить между прошлым и будущим для каждого города. Памятники Москвы - запечатлённые в камне или в металле свидетельства исторических событий, дань людям, которые жили здесь и трудились во имя общественного блага.

ПАМЯТНИКИ МОСКВЫ
Памятник "Первопечатнику Ивану Фёдорову"

Идея установить памятник первопечатнику Ивану Фёдорову принадлежит Московскому археологическому обществу. В 1870 г. была открыта всероссийская подписка. Средства собирались в течение 39 лет. Активное участие в сборе средств принимали типографские рабочие. К началу XX в. общая сумма собранных денег составила около 30 тыс. руб.

Проект памятника также был определён не сразу. Окончательный выбор пал на работу скульптора С. М. Волнухина и архитектора И. П. Машкова. Торжественное открытие монумента состоялось в 1909 г.

Скульптура на невысоком постаменте изображает московского первопечатника Ивана Фёдорова (настоящее имя Московитин Иван Фёдорович). В правой руке у него отпечатанный оттиск, а левой рукой он поддерживает печатную доску. Несмотря на то, что первопечатник был духовного звания, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле, автор изобразил его в платье мастерового посадского человека. Неизвестно, как в действительности выглядел Иван Федоров. Скульптор представил нам обобщенный образ русского человека, мастера и художника. На постаменте - дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 г. и знак «И. Ф.» на бронзовом диске - своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Фёдорова из послесловия к изданной им книге «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»): «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз «Ради братии моих и ближних моих».

Установили памятник около Третьяковского проезда, недалеко от Никольской улицы, где находился Печатный двор. Именно там Иван Фёдоров, возглавлявший типографию Печатного двора с 1563 г., вместе с подручным «Петром Тимофеевым сыном Мстиславца» печатали «Апостол». В 1703 г. здесь же печаталась первая русская публичная газета «Ведомости». Издревле Никольская улица была «книжной», там находилось много книжных магазинов и букинистических лавок.

Поджог типографии, в которой работали печатники, вынудил Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца перебраться в Литву. Иван Фёдоров затем отправился в Украину, где создал собственную типографию, положив начало книгопечатанию на Украине.

Иван Фёдоров скончался 5 декабря 1583 г. Московский первопечатник похоронен во Львове, в Святоонуфриевском монастыре. В 1983 г. по решению ЮНЕСКО во всём мире широко отмечалось 400-летие со дня смерти Ивана Фёдорова.

В 1990-е гг. в связи со строительством нового торгового комплекса памятник был передвинут ближе к гостинице «Метрополь».

(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЕДОРОВУ В МОСКВЕ

Памятник Ивану Федорову в Москве - одно из лучших произведений русской монументальной скульптуры.

Впервые мысль о создании памятника первопечатнику возникла в конце 1869 года на заседании Московского археологического общества, посвященном 300-летию выхода в свет федоровского Учительного Евангелия. На этом заседании М. П. Погодин сделал доклад об Иване Федорове, а А. С. Уваров предложил начать сбор средств на памятник. В сборе средств приняли участие представители самых разных слоев общества, особую активность проявили типографские рабочие.

Довольно быстро была собрана сравнительно большая сумма. Скульптор М. М. Антокольский, признанный мастер исторического портрета, создал проект памятника. Однако этот проект не понравился Археологическому обществу.

Обиженный мастер писал: «По совету знатоков было решено, что эскиз мой негоден, потому что я представил его как рабочего, между тем, как он был не только рабочий, но и высоконравственный человек, который много пострадал за преданность своему делу. Черт бы их побрал! Точно рабочий не может быть весьма нравственным человеком! Точно это какой-то недостаток, что я представил его в минуту того труда, который он страстно любил и за который пострадал!»

Неудача отодвинула сооружение памятника на неопределенные сроки.

В 1883 году отмечали трехсотлетие со дня смерти Ивана Федорова.

Юбилейные торжества начались 5 декабря панихидой в Казанском соборе. На другой день в зале городской думы состоялось «бесплатное литературно-музыкальное утро для наборщиков». Присутствующим раздавали брошюру Н. И. Полевого «Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова». Она состояла всего из шестнадцати страниц, но тогда это было практически всё, что известно о первопечатнике.

Снова был поднят вопрос о памятнике. Несколько проектов, выполненных разными скульпторами, было опубликовано в печати для обсуждения, но ни один из них не был признан соответствующим масштабу личности и значению дела первопечатника. Памятник и на этот раз не был воздвигнут.

Меж тем всеобщий интерес к Ивану Федорову и желание увековечить его память не иссякали, сбор средств продолжался, и к началу XX века собранная сумма достигла 29 тысяч рублей.

В 1901 году Археологическое общество объявило новый конкурс на проект памятника. В конце марта 1902 года комиссия, в которую вошли председательница общества графиня П. С. Уварова, представители московской городской власти, историки И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, А. И. Кирпичников, художник В. М. Васнецов, скульптор М. А. Чижов, архитекторы К. М. Быковский и С. У. Соловьев, рассмотрела двадцать семь работ. В конкурсе приняли участие не только русские скульпторы, но и мастера из Болгарии, Сербии, Германии и Франции.

Чтобы исключить какую-либо пристрастность, авторы проектов выступали не под своими именами, а под девизами. Лучшим был признан проект под девизом «Плес», второе место занял проект под девизом «Ярославль». Когда огласили имена авторов, оказалось, что обе работы принадлежат одному скульптору - Сергею Михайловичу Волнухину. (Третье место под девизом «Стена» занял ученик Волнухина - Н. А. Андреев.)

Все проекты в течение недели были выставлены в помещении Археологического общества на Берсеневской набережной для всеобщего обозрения.

Волнухин приступил к работе. О сложности поставленной перед собой задачи скульптор рассказывал так: «Ведь ни портрета, ни даже описания наружности первопечатника не дошло до нас. Пришлось вглядываться в эпоху, в условия, обстановку его жизни и работы и таким образом воссоздавать его образ».

Волнухин советовался с учеными-историками, в собрании своего друга-коллекционера разыскал подлинный костюм XVI века, в Синодальной типографии нашел старинные принадлежности типографского оборудования. Работа над гипсовой моделью в натуральную величину заняла более двух лет.

Наконец настало время переводить модель в бронзу. Волнухин пригласил квалифицированного литейного мастера - итальянца Анджелло Робекки, но тот, не закончив отливку, неожиданно скончался. Завершил работу его сын Эмиль.

В 1907 году близ Китайгородской стены, неподалеку от того места, где когда-то находился Московский печатный двор, был заложен памятник первопечатнику.

Проект постамента создал архитектор И. П. Машков, облицовку черным мрамором выполнил мастер В. И. Орлов.

От денег, собранных на памятник, осталось около четырех тысяч рублей, они были переданы на нужды рабочих-типографов, призреваемых в инвалидном доме.

Торжественное открытие памятника Ивану Федорову состоялось в сентябре 1909 года. День был дождливый, но народу собралось великое множество. Образ Ивана Федорова - труженика, просветителя, честного человека, скромно и мужественно служившего своему делу, не мог не вызывать интереса и симпатии.

«Торжественна и знаменательна настоящая минута в истории русского просвещения, - говорилось в одной из речей. - Мы открыли сегодня памятник не человеку высокого положения, не князю, не полководцу, не громкому администратору или писателю, а простому рабочему печатного дела…»

Волнухин сумел создать живой и очень достоверный образ первопечатника. Иван Федоров стоит, опираясь одной рукой на наборную раму, и внимательно читает только что отпечатанный лист.

Судьба Ивана Федорова вызывала и ассоциации с современностью. Тернистый путь просвещения вообще и печатного слова в частности актуален во все времена. На одном из венков, возложенных к подножию памятника, была надпись: «Первому мученику русской печати».

Сейчас уже невозможно представить себе облик первопечатника иным, чем он запечатлен в памятнике. E. Л. Немировский пишет: «Портрета первопечатника не сохранилось. Но образ, созданный С. М. Волнухиным, настолько жизнен и правдоподобен, что приобрел подлинную документальность».

В 1934 году во время расширения Театрального проезда и сноса Китайгородской стены памятник передвинули чуть дальше от проезжей части. Долгое время рядом с памятником Ивану Федорову находился любимый всеми москвичами букинистический магазин «Книжная находка». В 1969 году в «Книжной находке» произошло знаменательное событие - магазин приобрел экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова.

В 1990-х годах при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник был отодвинут еще дальше от своего первоначального места, «Книжная находка» снесена, на ее месте построен салон, торгующий автомобилями.

10 сентября 2010 года в газете «Московская правда» была помещена заметка, в которой сообщалось о церемонии, прошедшей возле памятника в связи с условной датой 500-летия со дня рождения первопечатника. В заметке говорится, что выступавший на церемонии председатель Издательского совета РПЦ (Русской православной церкви) митрополит Калужский и Боровский Климент «отметил, что заслуги Ивана Федорова неоправданно забыты обществом, а его памятник, который ранее был установлен у Китайгородской стены, сегодня является незаметным украшением престижного автосалона.

“Необходимо вернуть статус великого просветителя нашего отечества Ивану Федорову, водворить памятник на видное место в нашем городе”, - подчеркнул митрополит».

Но, несмотря на то, что памятник первопечатнику переживает сейчас не лучшие времена, москвичи знают и любят его, проходя мимо, останавливаются, чтобы заглянуть в спокойное, сосредоточенное лицо Ивана Федорова, поглощенного своим делом, и прочесть надпись, выведенную вязью на постаменте: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070 первое (1563 год) априля 19 ради братий моих и ближних моих».

Из книги Иван Калита автора Борисов Николай Сергеевич

Похвала Ивану Калите из «Сийского Евангелия» Около 1339-1340 г.В лето 600-е 800-е 47-е (1340-е) инидикта 12 миротворенаго и солнечьного круга в 4-е лето висикостное, жидовь сего ирук в 7-е лето, епакта 18 лето, в 5-и каланд месяца марта, жидовь-скы нисана, написано бысть си еуангелие в граде

Из книги Вурдалак Тарас Шевченко автора Бузина Олесь Алексеевич

Как Шевченко Лесю Украинку к Ивану Франко ревновал Решил как-то Тарас Григорьевич зайти в Киевский университет – проверить, как идет украинизация. А там его уже депутация профессоров встречает.– Чим займаєтесь, панове?– Разрешите доложить, Тарас Григорьевич! Вот этот

Из книги Князь Курбский автора Филюшкин Александр Ильич

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕХ ПОСЛАНИЙ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Помещаемые ниже тексты ни в коей мере не претендуют на дословность перевода лексических единиц. Эти качества в полной мере представлены в уже существующих работах. Вниманию читателей предлагается

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ [Я пишу к] царю, [изначально] прославленному от Бога, пресветлому в православии, [которому Господь даровал победы над многими царствами и который должен вести свой народ в Царствие Небесное и отвечать

Из книги Пржевальский автора Хмельницкий Сергей Исаакович

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Краткий ответ Андрея Курбского на [не в меру] пространное послание великого князя московского.Твое послание, [посвященное очень многим вопросам и столь шумно их обсуждающее],получил, и уразумел, и

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Ответ недостойного Андрея Курбского, князя Ковельского, на второе послание царя великого московского.Пребывая из-за твоих гонений в изгнании и в убожестве, [пишу тебе],опустив твой великий и

Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений Александрович

МОЙ ПАМЯТНИК Мой скромный памятник не мрамор бельведерский, Не бронза вечная, не медные столпы: Надменный юноша глядит с улыбкой дерзкой На ликование толпы. Пусть весь я не умру: зато никто на свете Не остановится пред статуей моей И поздних варваров гражданственные

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

ПАМЯТНИК Город Каракол, в котором Пржевальский окончил свой путь, переименован в Пржевальск.За городом, на крутом берегу Иссык-куля, у порога Центральной Азии, стоит памятник. Он сложен из глыб тяньшанского гранита. Посередине укреплена бронзовая медаль с изображением

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Из книги Избранное. Мудрость Пушкина автора Гершензон Михаил Осипович

ПАМЯТНИК В таких святых местах ничего так просто не делается. М.Шемякин Драматическая история памятника на могиле В.С.Высоцкого началась уже 28 июля 1980 года. Ночью после похорон кто-то украл (взял на память?) стандартный колышек «Владимир Высоцкий. 1938–1980».Каким быть

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

ПАМЯТНИК В длинном ряду русских переложений программной оды Горация (от Ломоносова до Бродского и, наверное, далее) Державин не затерялся. Эти горделивые строки он отчеканил в 1795 году, тогда же и опубликовал в «Приятном и полезном препровождении времени» под скромным

Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил Валентинович

Памятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг меня деревья все пусты, на них ещё не выросли листы. У ног моих на

Из книги автора

B. П. Федорову («Василий Павлыч Федоров…») Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту, Читай ее и будь здоров; Василий Павлыч Федоров, Здесь нет есенинских коров И пролетарских громов нету; Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту! 1926 г. 28 апреля.

Из книги автора

Памятник 1 «Замко?м» называют камень, замыкающий и укрепляющий свод; в критической легенде о Пушкине есть частность, исполняющая роль такого «замка». Если общепринятое истолкование «Памятника» верно, то легенда имеет за себя важный аргумент: зрелое самосознание самого

Из книги автора

Памятник …А потом, по прошествии года, – Как венец моего исправленья – Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое – с намагниченных лент… 25 января 1985 года в театре прошел день памяти В. Высоцкого. Конечно, театру

Из книги автора

Памятник Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли, как ощущенье вечной высоты пропеллер неисправный положили. И надписи отгранивать им рано - ведь каждый, небо видевший, читал, когда слова высокого чекана пропеллер их на небе высекал. И хоть



error: Контент защищен !!