Ударный 1 слог. Ударный слог ударный слог

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки - отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы .

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн ,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла .
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл .
Ему лучше не звонúть ,
кто звонúт , тому водить.

В яслях дети баловáлись ,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть ,
встанем все по алфавúту :
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт ,
тот расчёт наш облегчúт .

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко - молОко - молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

рУбашка-рубАшка-рубашкА!

Ekaterina AL

Надо обратиться вслух:
Эй, лОшадь
эй, мЫло -

и ударение слышно.

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.



Ударный слог

Уда́рный слог

Одно из основных понятий фонетики и силлабо-тонического и тонического стихосложения. В лингвистике ударный слог – слог, на который падает ударение, в зависимости от особенностей языка, он может выделяться бо́льшим напряжением органов речи или бо́льшей длительностью по сравнению с безударными. В тоническом стихосложении число ударных слогов – основа соизмеримости строк. В силлабо-тоническом стихосложении ударные слоги и их расположение относительно безударных слогов создают ритмический рисунок строки. Ударные слоги делятся на безусловно-ударные (в знаменательных частях речи) и двойственные (в служебных, особенно односложных словах), которые могут терять ударение: Уж я в третью: мужик! Что́ ты бабу бьёшь? (Н. А. Некрасов); Чего ж вам больше? Свет решил, / Что о́н умён и очень мил. (А. С. Пушкин).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "ударный слог" в других словарях:

    ударный слог - определенный слог в слове, выделяемый более сильным произношением. В силлабо тоническом стихосложении (см. силлабо тоническое стихосложение) слог, тяготеющий к сильному месту (см. сильное место) в стихе. В свою очередь, безударный слог тяготеющий …

    УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ - УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ, основные понятия силлабо тонического и тонического стихосложения: в силлабо тоническом стихосложении Ударные слоги тяготеют к метрически сильным местам (иктам), безударные слоги — к слабым местам (см. Сильное… … Литературный энциклопедический словарь

    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей… … Словарь лингвистических терминов

    Одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

    СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    Ая, ое. 1. Относящийся к нанесению или получению удара (1 зн.). У. механизм. У. взрыватель снаряда. У. музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2. Наносящий решающий удар (5 зн.); связанный с нанесением решающего удара. У ая армия. У ое… … Энциклопедический словарь

    ударный - ая, ое. см. тж. ударно 1) относящийся к нанесению или получению удара 1) Уда/рный механизм. Уда/рный взрыватель снаряда. Уда/рный музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2) наносящий решающий … Словарь многих выражений

    ударный - 1. удар/н/ый¹ (механизм). 2. удар/н/ый² (слог). 3. удар/н/ый³ (труд) … Морфемно-орфографический словарь

    безударный слог - См. ударный слог … Словарь литературоведческих терминов

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс. 16 таблиц + методика , Учебный альбом из 16 листов: - Предложение. Слово. Слог. Ударный слог. - Звуки гласные и согласные. - Гласные буквы А, Я. - Согласные буквы М, Н, Л, Р. - Гласные буквы И, Ы. - Гласные буквы… Категория: Плакаты, наглядные пособия, карты Серия: Учебные таблицы. Русский язык Издатель: Спектр (пособия) ,
  • Учебно-игровой комплект `Найди ударный слог`. , Насонова Т. Р. , Бурлакина Ольга Викторовна , ISBN:9785994906781… Категория:





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : показать роль ударения в речи; учить ставить ударение в слове и находить ударный и безударные слоги.

Задачи: дать понятие ударного и безударного слога; развивать умение определять место ударения в слове, на основе его смыслового значения; развивать логическое мышление, речь, умение доказывать свою точку зрения; воспитывать уважение учеников другу к другу, учить адекватно реагировать на различные высказываемые мнения.

Прогнозируемый результат : ученики должны знать о роли ударения и его связи со смысловым значением слова и уметь ставить ударение в слове, выделять ударный и безударные слоги.

Оборудование: учебник русского языка 2002, автор А.В.Полякова, изд-во Федоров; карточки со словами парта, ручка, школа, учебник, пенал для работы в малых группах; использование мультимедиа.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, хлопните в ладоши те, кто готов сделать открытые на уроке русского языка, сядьте на свои места те, кто знает, как правильно нужно сидеть за партой при письме, пожмите соседу руку, желая удачи на уроке.

II. Минутка чистописания.

– Чтобы узнать, написание каких букв будем сегодня повторять, отгадайте загадки (дети отгадывают и дают характеристику звука, который обозначает каждая буква, учитель пишет на доске, с комментированием правильного написания строчных букв, а дети у себя в тетради):

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем получилась буква…(м)

Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.

В этой букве нет угла
Оттого она кругла.
До того она кругла
Покатиться бы могла.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква… (К)

– На какие группы можно разделить эти буквы?

– Такую последовательность букв (м з а о к) продолжи до конца строки.

Физминутка (пальчиковая игра).

«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

III. Актуализация. Тема урока.

– Ребята, это не просто буквы, это слово-анаграмма, переставьте буквы и составьте слово. К какой иллюстрации оно подходит? (на экране появляются иллюстрации за мка и замка слайд 1). Почему трудно определить? Что нам поможет выяснить, кто прав? (с ударением дети познакомились в период обучения грамоте и знают что такое ударение). Поставьте ударение, сделайте вывод (слайд 2). Так какая тема сегодняшнего урока, кто догадался? А учебник поможет проверить нашу догадку. (с.23) (слайд 3)

IV. Работа над новой темой урока.

I часть.

– Что выуже знаете об ударении? (высказывания детей).

– Прочитайте предложения в упр.№33 (У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Не маши палкой.) Сравните выделенные слова. (написание одинаковое, смысл разный). Покажите силой голоса ударные части выделенных слов. Как вы думаете, какое название можно дать этим частям? (предположения детей). Давайте проверим по учебнику на с. 23. (беседа) (слайд 4)

– Что называется ударным слогом? Какой слог называется безударным?

Закрепление проводится на карточках со словами парта, ручка (1 ряд), школа, учебник (2 ряд), пенал, тетрадь (3 ряд) . (дети работают в парах).

– Поставьте ударение в словах на карточках и назовите ударный слог. Так как вы работаете в парах, совещайтесь друг с другом.

Проверка. (слайд 5.) Дети объясняют – возникает запись.

Физминутка. Мозговая гимнастика. (упражнения на развитие координации движения и графических навыков.)

II часть.

– Как вы думаете, какую роль играет ударение? (хитрый вопрос учебника).

– Сравним наши ответы с выводом учебника (правило на с. 24.) Наше предположение оказалось верным?

Для закрепления материала:

а) работа по мультимедиа (слайды 6-20)

– Давайте поучимся правильно ставить ударение в слове на основе его смысла. Начинаем объяснения с рисунка, который находится слева.

б) выполняется упр. №34.

В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток. У зайца два длинных уха. Варилась уха.

– Найди слова, которые пишутся одинаково. Объясни смысл. Спиши предложения. Поставь ударение в одинаково написанных словах.

(проверка фронтально)

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали об ударении? Что особенно понравилось вам на уроке? Зачем в жизни нам необходимы эти знания?

VI. Рефлексия.

(слайд 21).

– Сегодня ваша работа на уроке мне понравилась, каждый из вас плодотворно трудился.(называю по группам: кто-то правильно отгадывал загадки, кто-то красиво и грамотно писал в тетради, кто-то работал активно в течение всего урока, кто-то ответил на трудные вопросы ит.д.) Поэтому у меня для вас награда: серебристые звездочки (кто-то получил две-три звездочки).

– Вы можете сделать подарок и мне. У вас на столе звездочки разного цвета: если вам урок понравился – подарите мне звездочку красного цвета, если не все понравилось – звездочку синего цвета, если урок не понравился – звезду желтого цвета.

Домашнее задание упр. №35.

99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

Уж - не́ - бо - о́ - се - нью - ды - ша́ - ло, Уж - ре́ - же - сол́ - ны - шко - бли - ста́ - ло, Ко - ро́ - че - ста - но - вил́ - ся - день.

  • Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?
  • Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.
  • Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.

100. Прочитайте. Когда так говорят?

Пожелтел листок - осенняя весточка.

  • Посоветуйте, как определить ударение в словах.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?

Догово́р, дождь, то́рты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, ща́вель, по́нял, поняла́.

  • Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное . Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н .

102. Прочитайте диалог выразительно.

      Здравствуй, милая пчела!
      Как здоровье? Как дела?
      - Всё в порядке! Всё жужжу!
      Извините, я спешу!
      (М. Дружинина)

  • Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.
  • Вежливая ли речь участников разговора? Почему?
  • Найдите в диалоге синоним к слову простите . Когда употребляют в речи эти слова?

и зви ни́ (те )

103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

  1. Эта картина мне дорога . Лесная >дорога привела нас к деревне.
  2. На улице весенняя капель . Несколько капель лекарства упало на подушку.
  3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
  • Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.

Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а́тлас - атла́с .

104. Прочитайте.

      От удивленья охнул кок
      И почесал затылок:
      Капустный бросился вилок
      Вскачь от ножей и вилок.
      (Я. Козловский)

  • Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок ?
  • Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.
  • Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста . Выделите в нём корень.

ка пу́ста

105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

, кольцо - ..., страна - ..., земля - ..., слеза - ..., роса - ..., зима - ..., трава..., гора - ... .

  • Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.
  • Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.

Обратите внимание! Русское ударение подви́жное . Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:
а) при изменении формы слова: гора́ - го́ры ;
б) при образовании нового слова: тигр - тигрёнок .
Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни́га, кни́гу, кни́гой .

106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

(букварь с. 18)

Тип урока: изучение нового.

Тема: «Ударение. Ударный слог.»

Цель : обеспечить условия для ознакомления с ударным и безударным слогом.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся научатся: различать гласные ударные – безударные.

Личностные:

Принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразделительную роль ударения слов (замок – замок);

Логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование:

    Т.М. Андрианова «Букварь»;

    Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;

    Т.М. Андрианова « Букварь» электронный учебник;

    Предметные картинки, компьютер.

Технологическая карта урока № 16

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Орг. Момент

Готовность к уроку

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.

Формулируют правила поведения на уроке

Мотивация

Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.

1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.

Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)

- Сколько слов в этом предложении? (3)
-
Какое слово первое? (второе? третье?)

- Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
-Почему в конце схемы стоит точка? (В конце каждого предложения ставится точка.)

( Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы. )
2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.

сын мама бабушка
дочь папа картина
внук кошка кубики
стол чайник машина
стул кресло тарелка

Организует составление предложений с помощью вопросов

(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, учитель - на доске)

Рассматривают картину и составляют предложения

Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"

|____ ____ ____.

(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).

Инвариативная часть

Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем)

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

Работа со звуковыми карточками. Составление схем слов: [ ир , ис ], [ир , ис].

- Что обозначают эти слова? (название цветка и название конфет)

- чем различаются схемы слов? (Ничем)

- что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов)

Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксирование новой учебной задачи.

Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным .


- Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке.

- Что необычного заметили?

- В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах.

Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом.

Коллективное обсуждение

Реализация построенного проекта

Решение исходной задачи

1. Сравнение названий предметов и схем.

(ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики)

- Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.

- Какие звуки были ударными: гласные или согласные?

2. Знакомство со звуком ударения.

- От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам.

Попробуйте спросить: «Это лиса?»
-
Произнесите это слово и послушайте, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова? (один из слогов произносится с большей силой голоса)
-Какой же это слог? (второй, "са")
-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный.
____|_____ (схема слова)

- Сколько выделено частей? (2)
-Над какой частью сверху косая черточка? (над второй)
-
Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно? (вторая)
-На какую часть слова падает ударение? (на вторую)
-Какой слог ударный? (второй)

3. Тренировка в постановке ударения в словах

Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука: лиса, белка, барсуки, аист, ворона, лебеди.

4. Работа со звуковыми схемами слов.

- Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.

- Назовите слова с первым ударным слогом, затем со вторым,

потом – с третьим.

- Назовите слова с мягкими согласными звуками.

- Назовите эти звуки в ударных слогах.

- Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех

гласных звуках. Что получилось?

(один из слогов произносится с большей силой голоса)

(звуки [а ], [э ], [и ], [ а], [ о], [э ])

Физкультминутка

1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!

3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!

самостоятельная работа с проверкой по этолону

Коррекция отработки способа нахождения ударного – безударного гласного

- Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.

Рысь идет на мягких лапах, Рысь добычи чует запах .
Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала
запах .

На ветку дуба сели белки ,
Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта сбили бы
белки !"

Лечили кошке оба уха ,
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная
уха !

Из теста сделали кружки , из них слепили пирожки,
Компот налили в
кружки :- Отведайте, подружки!

Осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Закрепление через сравнение

Дети стоят в кругу.

Учитель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.

Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.

Вариативная часть

VIII

Включение в систему знаний, повторение

1. Чтение загадки – шарады.

- Сравните схемы слов –отгадок.

- Найдите в тексте объяснение значения слова – отгадки.

2. Дифференцированное задание.

(козлы – козлы)

Контроль на этапе окончания учебной темы

карточки

Дидактическая игра: "Где прячется ударение?" (Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).



error: Контент защищен !!