Житие преподобного виталия монаха. Святой преподобный виталий александрийский Где находятся мощи виталия александрийского

Преподобный Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при (память 12 ноября), Патриархе Александрийском (609-620).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

СВЯТОЙ Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу. Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став на колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия был книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах.

Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: "Ты позоришь монашеский чин и имя христианское!" Святой же Виталий смиренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия необходимые меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа.

Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияли на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться.

Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: "Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия." Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Тогда многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.

Так необычайный подвиг святого Виталия научил многих не спешить осуждать других. Действительно, мы видим лишь внешность человека, но не знаем, что у него на сердце. Поэтому сказано: "Не судите, да не судимы будете."

Бессмертие — это то состояние, о котором мечтает каждый человек, и оно реально существует. Истоком бессмертия является Воскресение Христово. В конце жизненного пути, после Христова Воскресения, смерть уже не властвует над человеком, верующим в Господа Иисуса Христа.

Христиане — это христоносцы, то есть носители и обладатели вечной жизни, которая дается по мере веры и по мере святости. Святые — это обычные люди по плоти и крови, но самые совершенные христиане, так как освятили себя подвигами во имя воскресшего и вечного Христа Спасителя.

Житие святых

С древних времен подвиги преподобных, мучеников, святителей записывались и свято хранились подвижниками благочестия. Постепенно набралось много сказаний, которые принято называть «Жития святых». В статье рассмотрим жизнь одного удивительного святого по имени Виталий.

Виталий (святой) жил во второй половине шестого века. Его подвиг был единственным в своем роде, насколько известно, ни до него, ни после никто не осмелился повторить подобные действия, до того они были необычны. Но его пример духовной святости может научить многому любого человека, особенно это касается монахов.

Жизнь святого преподобного Виталия

Будущий преподобный Виталий с юношеских пор подвизался в монастыре преподобного Серида около города Газы, вблизи от Святой Земли. До шестидесяти лет Виталий (святой) не покидал стен монастыря, но затем резко поменял свою жизнь.

В преклонном возрасте преподобный решает покинуть стены монастыря и селится в городе Александрии. В то время Александрия была огромным городом, как сейчас говорят, мегаполисом, и нравы ее жителей не отличались кротостью и смирением. Настоятели близлежащих монастырей в очень крайних случаях благословляли иноков войти в город, и то на этот подвиг снаряжали самых духовно крепких монахов, которые не поддались бы искушению, не впали бы в соблазн.

А святой Виталий записывает к себе в помянник всех блудниц этого города, а сам селится на частной квартире. С самого утра этот святой работает на поденных работах, вечером покупает себе немного еды (в житии говорится "бобов"), а остальные деньги он отдает одной из многочисленных блудниц Александрии. То есть он покупает ночь с этой женщиной. Жители города, узнав об этом, пришли в такое негодование, что день и ночь поносили святого человека, как только его ни обзывая.

Подвиг преподобного

Обычно люди в других видят те грехи, которые совершают сами, и им приятно, что не только они такие грешные. Сами жители Александрии были далеки от святости, и наверняка многие из них пользовались услугами жриц любви, но простить этот порок монаху, который до этого своей чистой жизнью укорял их совесть, они не могли. Этот случай очень показателен и для современных людей, которые с удовольствием обвиняют церковь и ее служителей, если в чем-то заметят несовершенство или порок.

Как потом узнали жители города, инок Виталий, святой жизни человек, запираясь с блудницами, давал этим несчастным женщинам хотя бы на одну ночь забыть о своей грязной работе, выспаться или же вместе с ним молиться Господу. Он никого из тех, с кем проводил время, не осуждал, не обличал, а только жалел. И многие проститутки стали на праведную дорогу. Одни из них покаялись, вышли замуж, родили детей и стали верными женами, другие ушли в монастырь и блюли чистоту до самой кончины.

Осуждение — это грех

Преподобный Виталий молился всю ночь за этих женщин, но рассказывать о себе строго им запрещал. С каждой из них он брал клятву, что она не расскажет правды о нем. Преподобный просто следовал словам Спасителя о том, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Господь завещал добрые дела совершать в тайне, чтобы через них не тщеславиться. Св. Виталий до конца выполнил эту заповедь, он не только остался в тайне, но еще и терпел неправедные поношения от людей грешных. Святой Виталий (икона которого есть в любом православном храме) помогает всем, кто к нему обращается с просьбой уберечь от порока близкого человека или же молится о себе грешном.

Его пример говорит о том, что нельзя никого осуждать. Сердце человека видит лишь Бог, и Он ему судья, а остальные люди рассуждают по собственной мере греховности. Грех одного человека перед другим — это ничто по сравнению с тем грехом, который человек совершает перед Господом.

Поступок Иоанна Милостивого

И хотя преподобный скрывал свой подвиг, это не оправдывает тех, кто осуждал его или открыто поносил. Но в городе все же нашелся человек, который не осудил святого. Это был александрийский патриарх Иоанн Милостивый. Когда до него дошли слухи о поведении святого Виталия, Иоанн Милостивый отказался им верить и привел пример императора Константина Великого, который на Первом Вселенском Соборе, не читая, сжег письменные доносы на некоторых епископов и священников, сказав, что не его дело - судить священнослужителей. Еще император добавил, что если бы он своими глазами увидел священника или монаха с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не смотрел.

Бесноватый юноша и Виталий (святой)

Преподобный Виталий за день до своей кончины повстречал одного юношу, направляющегося в дом разврата. Этот самоуверенный молодой человек подошел к святому Виталию и ударил его по щеке за то, что монах, по его мнению, позорит имя Христа. Святой спокойно воспринял это, но сказал, что и юноша за это получит такую пощечину, что на его крик соберутся все горожане.

Так и произошло: когда преподобный зашел к себе в келью и стал на молитву, то через некоторое время скончался, а юноше явился демон и, ударив его по щеке, заявил, что это ему пощечина от монаха Виталия. Молодой человек от этого впал в такое беснование, что катался по земле и исступленно кричал. На его крик сбежались люди, и, немного придя в себя, он вместе со всеми побежал к святителю домой. Там они увидели святого, стоящего на коленях, а в руках его свиток с надписью, которая гласила, чтобы александрийцы никого не осуждали прежде времени, пока не придет Господь, праведный судья.

Несчастный юноша исцелился только после того, как прикоснулся к святому, вместе с ним исцелилась от беснования и одна из блудниц, нарушившая клятву о неразглашении тайны преподобного Виталия. Другие женщины, знавшие тайну святителя и больше ею не связанные, рассказали про преподобного и восстановили его честь.

С большим почетом через весь город пронес останки святого. Хоронил его весь город. День святого Виталия (день памяти) отмечают согласно православному календарю 5 мая.

Покровители Виталия

Имя Виталий в переводе с латинского обозначает «жизненный». Помимо святого преподобного Виталия, еще известен мученик Виталий Римлянин, принявший мучительную смерть за Христа вместе с братьями и матерью, святой мученицей Фелицатой, живший в Риме около 164 года.

И Виталий Римлянин, и святой преподобный Виталий Александрийский, как Виталия (любого человека, крещенного с этим именем), стоят на страже и приходят в трудную минуту, стоит лишь к ним обратиться.

Музыкант Виталий Ефремочкин

В музыкальном кругу стала известна история одного музыканта, который обратился к Богу и начал писать музыку и песни, посвященные Ему. Это произошло с Виталием Ефремочкиным — украинским музыкантом и композитором, вокалистом, автором импровизаций и аранжировщиком. Поверил в Господа Иисуса Христа и посвятил ему свое творчество Виталий Ефремочкин. «Святой Царь» - композиция, которую он написал не так давно, но она стала популярной среди верующих.

События из жизни святого

Известные свидетельства о житии и подвиге святого преподобного Виталия Александрийского сохранились благодаря Житию святителя Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, которое в VII веке написал греческий автор богословских и житийных произведений Леонтий, епископ Неаполитанский, кстати, Неаполем тогда именовался кипрский город Лимасол. Подвиг святого старца Виталия был столь незаурядным и поучительным со многих сторон, что преподобный снискал себе благодать в глазах Господних и прославление в лике преподобных и в православной, и в католической Церкви. В русскоязычных источниках жизнеописание преподобного старца было обнаружено историками в древнерусском Прологе – сборнике житий, иначе древнейшем месяцеслове Руси, который был составлен по образцу византийских месяцесловов, по-гречески – синаксарей. Дата памяти святого была указана именно там – 22 апреля по старому стилю, или 5 мая по новому. В великих Четьях-Минеях XVI века митрополита Новгородского Макария этой же датой отмечено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу» – «Слово о преподобном монахе Виталии, который оставил келью, пришел в Александрию и спас блудницу».

Кто был по происхождению святой преподобный Виталий Александрийский, неизвестно. Сохранились только сведения, что с юности он принял монашество и провел большую часть жизни в большом общежительном монастыре аввы Серида близ Газы. Авва Серид прославился как великий аскет, а в его монастыре подвизались такие столпы Христовой веры, как преподобный Варсонофий с учеником Иоанном и авва Дорофей. Из той же замечательной среды вышел и преподобный Виталий Александрийский.

Александрия того времени, несмотря на все великие труды и Патриарха, и всего клира, был городом, где процветали пороки, в том числе распутство – изнанка жизни, существовавшая во все времена. Святой старец знал об этом, и потому, будучи уже в возрасте 60 лет, пришел в Александрию в стремлении искоренить этот тягчайший порок и через покаяние вернуть всех женщин, им отягченных, на путь спасения. Но действия его были весьма своеобразны: для тех, кто видел в человеке лишь внешнее, не задумываясь о возможных внутренних побуждениях, он сам был первым нечестивцем, и нечестие его усугублялось в глазах всех монашеским саном. Один лишь Господь ведал, что ни чистота, ни целомудрие монаха Виталия, ни духовное, ни телесное затронуты не были, и потому, зная весь добродетельный замысел Своего инока, служившего только Богу и делу Его, помогал старцу в его благочестивом деле.

А поступил преподобный Виталий так: он составил именной список всех женщин, промышлявших распутством, и ежедневно молился о каждой из них, чтобы Господь увел их от бесчестной жизни. Он находил работу по найму, за которую брал 12 медных монет, на один медяк вечером покупал себе скудную еду, а с другими одиннадцатью шел к блуднице, отдавал их ей и просил ее, умолял не предаваться хотя бы эту ночь порочному занятию, а провести ее в чистоте. До утра он оставался в ее комнате. Женщина спала, а преподобный, стоя на коленях в углу, читал Давидовы псалмы и молился Богу о заблудшей душе спящей. Утром же, покидая ее комнату, он просил об одном – никому не говорить, что они провели эту ночь таким образом. Так из ночи в ночь он обходил их всех, а окончив список, начинал с первой.

Эти молитвы не оставались неуслышанными у Господа, Который видит все в истинном образе, знает внутреннюю подоплеку всего сущего и происходящего перед очами Его. По милости и при помощи Божией молитвенные труды монаха вознаграждались: его «подопечные» постепенно обретали забытое было чувство стыда, иные становились на колени рядом со святым и вместе с ним молились. Он же говорил им о Суде Божием и о воздаянии за грехи, убеждал покаяться и оставить это тлетворное занятие. И так получалось, что они снова обретали страх перед Богом, начинали думать и заботиться о своем спасении: одни, вспомнив о женской скромности и чести, уходили из притона, выходили замуж и дальше благочестиво жили как жены и матери. Другие, которые более проникались проповедью старца и чье покаяние было еще более глубоким, оставив порочное ремесло, поступали в женские обители и там, в слезных молитвах и строгих постах, испрашивали у Бога прощения и благословения на то, чтобы служить Христу в полной чистоте монашества. Третьи просто оставались жить в миру незамужними, но содержали себя трудами праведными, выбирая занятие, угодное Богу и непостыдное перед людьми. При этом все в душе были опечалены, что такие достоинства смирения и сострадания остаются неизвестными среди людей.

И вот одна из них не удержалась и стала утверждать, что преподобный Виталий приходил к ней не ради собственных порочных пристрастий. Напротив, говорила она, старец посещал ее, чтобы своими чистыми молитвами избавить и ее от них. И тут случилось то, что ужаснуло всех: при Божием попущении нарушившая слово пришла в состояние одержимости. Все, указывая на то, говорили: «Смотрите, что делает ложь, оправдывающая нечестие?!» Других из женщин, которые тоже тяготились своим молчанием о святом старце и его неизвестной жертве ради них, когда-то презираемых, также пришли в трепет. Они поняли, что так Господь дает им предупреждение: молчать и хранить слово, данное преподобному Виталию, как бы они ни хотели оправдать святого перед всеми, не знавшими этой тайны, и не решились открыть истину.

Самого же старца жители Александрии укоряли, бранили, обличали, плевали в него, а он иногда отвечал бранившим, что у него также есть тело, и он, хоть и монах, а тоже земной человек. Те, кто был нравом помягче, предлагали ему другой выход из якобы создавшегося положения: отказаться от монашества, взять себе жену и жить, как полагается супругу и достойному семьянину. Преподобный Виталий делал вид, будто сердится, и отвечал советчикам, что ему ни к чему семейные труды и заботы, и нечего его осуждать – у них самих есть о чем позаботиться, а о себе он сам ответит перед Богом.

Конечно, ничего не зная о тайном благочестии святого Виталия, священники Александрии также были возмущены поведением монаха, и хотя сомнения в том были – ведь сан-то монашеский и возраст почтенный, и пришел в Александрию из обители аввы Серида, повсеместно известной своей строгостью и подвижничеством насельников, не разбираясь, донесли о том Святейшему Патриарху Александрийскому Иоанну V. Но недаром он имел прозвание Милостивый, ибо милость его происходила от мудрости. Тем более что у него уже был опыт похожего случая: однажды перед ним оклеветали одного целомудренного и строгого в подвижничестве инока, крестившего иудейку, обвинив в дурных помыслах по отношению к ней. Патриарх послушал обвинения, поверил и без лишних разбирательств предал инока побоям, а потом открылось, что этого быть не могло, хотя бы потому, что инок был скопцом. Святейший Патриарх принял это как урок и никогда более не слушал доносчиков, а потому призвал и принесших донос на монаха Виталия не осуждать никого, в особенности иноков, – он напомнил им о том, как на I Вселенском Соборе многие епископы подали святому равноапостольному царю Константину Великому доносы со списками грехов друг друга. Царь велел принести горящую свечу, не читая, самолично сжег все доносы и сказал, что если бы даже сам увидел грешащих епископов или кого из иночества, то укрыл бы их своей одеждой, чтобы никто не увидел их нечестия.

Случилось, что как-то поутру преподобный Виталий снова выходил из дома терпимости и на пороге встретился с юношей, который вел развратный образ жизни и в тот момент направлялся туда, откуда выходил святой, но за тем, чтобы тешить свое распутство. Однако, поравнявшись со старцем, юноша сильно ударил его по лицу и грубо спросил, скоро ли тот покается в нечистоте и откажется от жизни, которая вся – поругание имени Христова?

Преподобный снес оскорбление без гнева или ответного упрека, но предрек, что за него, смиренного, тоже юношу постигнет удар такой силы, что на крик его сбежится вся Александрия. Затем он продолжил свой путь и через некоторое время закрылся в своей маленькой и тесной хижине, построенной им у Солнечных ворот Александрии. Там мирно, в тишине и одиночестве, помолясь, преподобный Виталий Александрийский отошел к Богу. Как только это случилось, перед юношей, ударившим и оскорбившим святого, возник бес в образе страшного чернокожего и со словами: «Прими удар, который прислал тебе монах Виталий» ударил юношу так, что он тут же лишился разума, упал наземь, катался по ней и кричал так, что на крики его сбежалась вся Александрия. Через какое-то время он немного отошел от мук и горько заплакал, умоляя святого старца простить его за нанесенное оскорбление и признавая, что возмездие было заслуженным и достойным. Повторяя эти слова, он побежал к хижине преподобного Виталия, и весь прочий народ поспешил за ним. У Солнечных ворот, где проживал святой, темная сила, мучившая его, отстала и скрылась, и, окончательно придя в себя, юноша подробно рассказал всему народу и про оскорбление, которое он нанес старцу, и про пророческие слова святого об ответном ударе.

Затем пришедшие постучали в дверь хижины, стучали долго, но никто не отворил, хотя было известно, что преподобный Виталий в эту пору бывал дома. Тогда решили ее сломать, а когда сломали и вошли, то увидели, что святой отошел к Богу. Руки усопшего были сложены, как на молитве, а в них был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Узнав о кончине преподобного, все прежние покаявшиеся блудницы, а теперь достойные женщины, пришли к его гробу с зажженными свечами, лампадами и цветами, горюя о своем наставнике и спасителе, посланном от Бога, и поведали всем, как чиста была его душа, сколь велико целомудрие и желание спасти их для Бога. Все присутствовавшие возмутились, отчего же те скрывали правду так долго, но женщины привели им в пример ту, что пыталась открыть все, о чем просил умолчать старец, и напомнили, какая участь ее постигла. Люди дивились тому, как святой таил свои добродетели, чтобы они не помешали ему действовать во имя спасения заблудших душ, как долго и терпеливо сносил оскорбления и поношения от всей Александрии. Они печалились о том, как были несправедливы к праведнику, но тем не менее, несмотря на его прощальное письмо, продолжали взаимно осуждать друг друга.

Тогда же, по извещению о преставлении святого преподобного Виталия, данному от ангела, явившегося ей, пришла и та, что хотела не вовремя рассказать о святых деяниях преподобного Виталия и была связана за то душевной болезнью. Она прикоснулась к останкам преподобного и тут же исцелилась. Видя это, к честным останкам старца стали приходить и другие больные с разными недугами и, прикоснувшись к телу святого, также на глазах всех расставались со своим нездоровьем.

О случившемся сообщили Патриарху Иоанну Милостивому. Тот сам поспешил к хижине у Солнечных ворот, где находилось тело усопшего святого инока. Когда Патриарх увидел и прочел письмо, которое оставил преподобный Виталий, то, обратившись к собравшимся, сказал, что вот что было бы, если б он поверил тем, кто доносил и клеветал на старца, – его постигла бы судьба того несчастного юноши. Он наказал бы смиренного и невинного и получил бы за это стократ большие удары, чем те, что были бы нанесены им безгрешному. Теперь же ему только остается возблагодарить Бога за то, что он не стал следовать доносам, и потому страшное возмездие его миновало. После слов Патриарха Иоанна все доносчики и все, кто осуждал святого преподобного Виталия, испытали чувство горчайшего стыда, получив такое поучение из уст Патриарха, а в сущности, урок от Самого Господа.

После этого Патриарх Иоанн вместе с клиром лично пронес останки святого через весь город к месту погребения. За ними, плача и молясь, шли раскаявшиеся ученицы преподобного Виталия, благодаря которому они не были потеряны для Царства Божия, и опечаленные горожане. Тело святого монаха преподобного Виталия Александрийского было упокоено со всеми христианскими почестями и словами прославления Господа, у Которого наверняка есть множество тех, кто самоотверженно служил Ему во все времена и служат сейчас, но при этом остаются в безвестности, и имена их славны лишь в очах Его, хотя чего можно желать более этого?

Юноша, получивший удар за оскорбление святого Виталия, принял иночество и посвятил свою жизнь Богу, а прочие жители Александрии, наученные горьким, но поучительным опытом, постановили для себя, что впредь никогда и никого не будут осуждать.

Значение иконы
«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7; 1–2): известный эпизод из Жития святого преподобного Виталия Александрийского – одна из самых полных иллюстраций к этим строкам из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Святой преподобный Виталий Александрийский стяжал себе благодать в очах Бога, благодарную память и почитание – в сердцах верующих своим подвигом смирения, бескорыстия и искреннего и горячего желания послужить Господу, возвращая Богу заблудших раб Его. Но еще большее число душ он возвратил Богу, по воле Его и милости, из тех, кто полагал себя за безгрешных и осуждал тех, кого считал порочными.

В размышлениях над Житием святого преподобного Виталия, над уроком, который дал Господь жителям Александрии, и, примеряя этот урок на себя, поневоле задумаешься: а я-то сам или сама – свободны ли от порока осуждения ближнего? И всегда ли в своем осуждении мы справедливы? Всегда ли знаем все обстоятельства, при которых тот или иной человек совершает предосудительные, с нашей точки зрения, да и в целом с точки зрения общественности, поступки? Иногда тому, за что судим кого-либо – от якобы неверных взглядов на жизнь до ошибок или проступков, – предшествует достаточно времени. В нем могут быть скрыты неизвестные нам истинные мотивы и предпосылки тех или иных осуждаемых нами действий. Мы видим лишь внешние последствия, судим только по ним и наносим свой удар – чаще не физически, словом, но словом можно ударить больней, чем кинжалом. Большой русский поэт Вадим Шефнер сказал когда-то: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Слово – это великая сила: в Священном Писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1; 1), а также: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 37). Не задумываясь о действительной их мощи, мы уверенно произносим слова осуждения, а потом, когда получаем ответный удар, часто ли нам приходит в голову, что этот удар сходен с тем, что был нанесен александрийскому юноше за оскорбление святого Виталия (см. раздел «События из жизни святого»)? Нет ли и среди нас безгрешных «грешников», о которых судят люди за нечто внешнее, ими не понятое, и не о нас ли сказано: «Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего» (Мф. 7; 5)?

Какой уникальный, удивительный урок смирения был дан Богом жителям Александрии через святого преподобного Виталия! Как хорошо бы было, если бы как можно больше наших современников, дальних нам и близких, включая нас самих, переосмыслили бы его вновь каждый для себя. Представьте на миг, что все человечество перестало хотя бы один день осуждать друг друга – куда бы делись не только семейные и соседские распри, разве не замолкли бы все войны как величайшая нелепость нашего существования, подогреваемая искусственными поводами для осуждения, но не имеющая ни одной достойной причины в глазах Бога?

Пока этого не случилось. Но даже если чья-то жизнь нам видится далекой от чистоты и благочестия, лучше просить Бога и святых Его о прощении и спасении его души, а самим – следить за своими собственными мыслями и делами, следуя словам Господним и последнему обращению преподобного Виталия Александрийского к каждому из нас: «Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Свои именины сегодня совершают христиане, нареченные в честь святых Виталия, Федора, Димитрия, Всеволода, Луки, Платона.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Виталия Александрийского.

Инок монастыря преподобного Серида пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском.

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте в эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением монаха, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такового своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар от монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Одним из важнейших духовных упражнений для укрепления себя в вере, для просвещения своего ума является чтение и изучение Священного Писания. «Изучайте Священное Писание, - говорит Господь, - ибо Вы думаете через него иметь жизнь вечную, а Писание свидетельствует обо Мне. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний час». Слово Божие, Евангелие, Благая весть, Священное Писание, - это то, что необходимо знать и любить, напитываться вниканием, вдумыванием, вслушиваением в него.

Вновь хочется предложить некоторые размышления митрополита Антония Сурожского об упражнении в созерцательном подходе, касающемся и внутрисемейных отношений, и каждого человека, встречающегося на нашем пути. Приложимо это не только к людям, но и к Священному Писанию, и к жизни в целом.

«Мы читаем Писание и находим, что оно устаревает, каждый отрывок мы читали так часто, каждый образ привычен, — пока читаются первые слова отрывка, мы уже можем себе представить и пересказать весь дальнейший эпизод. Но устаревает не слово Божие, устаревает наша восприимчивость. Мы не стали новыми, не дали себе возродиться при первом чтении и потому возвращаемся ко второму прочтению немного менее восприимчивыми, немного отяжелевшими.

Если позволите, приведу образ не из Писания и не слишком богословский: я помню, что мой дедушка любил выпить стакан вина; и однажды он сказал: “Когда я выпью стакан вина, то становлюсь другим человеком, и этот другой человек тоже хочет выпить стакан вина”. Не могли бы мы точно так же поступать с Писанием? Разве не потому мы не нуждаемся «во втором стакане вина», что не стали другим человеком? Второй стакан вина — это многовато, но один стакан вина каждому новому человеку — в самый раз. И поэтому существенно важно, чтобы то, что мы читали, стало жизнью, чтобы и молитва воплощалась в жизнь.

Если мы прочли молитву, она должна стать программой действия, а не программой, которую мы представляем Богу выполнять за нас».

Мы не Богу декларируем то, что Ему нужно сделать, мы сами для себя ставим задачи, но их надо выполнять.—

«Если мы прочли отрывок из Писания и он что-то значит для нас, он должен стать жизнью, тогда он изменит нас достаточно, чтобы этот самый отрывок в следующий раз стал абсолютно новым, так же как и еще в следующий раз. Но если мы не изменимся, то нам покажется, что это просто повторение.

Знаете, это все равно что отправиться на прогулку за город. Смотришь на дерево ранним утром, в полдень, на закате; дерево не меняется, и однако какое оно разное! Объективно дерево все время одно и то же, но ваше видение совершенно различно. Таким же образом на фоне происходящих в нас изменений слова Писания приобретают для нас вечно обновляющееся значение. Но для этого требуется читать внимательно, вдумчиво, то есть следует освободиться от предвзятых идей, вникнуть: что же Бог хотел сказать, отбросить подсознательное мнение, будто Он это так часто говорил, и какая от этого польза.

Старайтесь понять очень точно, что именно Он сказал, и относитесь к отрывкам из Писания как к письму от любимого вами человека. Мы не вычитываем ошибки на письме, мы не читаем с красным карандашом в руке, проставляя там и сям точки и запятые, мы не останавливаемся на формальном смысле слов, мы читаем в словах всю душу человека, хотя слова временами так просты и ничего не сказали бы кому-нибудь другому, но мы-то знаем, что за ними стоит. Мы читаем письмо так, как мы смотрим на витраж. Витраж передает нам тему: это может быть поклонение волхвов или Воскресение, он также дает нам ощущение красоты, поскольку у него яркие, живые цвета, прозрачные, сверкающие. Но витраж также заставляет нас думать о свете, который льется в окно и придает смысл картине; без света и картины не было бы, только темное пятно на стене и никакой красоты.

Таким же образом мы должны научиться читать Писание, читать так, чтобы воспринять то, что Святой Дух вложил в данный эпизод. Но чтобы достичь этого, мы не должны набрасываться на текст, мы должны научиться сидеть и смотреть. Смотреть, как мы смотрим на дерево на закате, как смотрим в лицо, от которого не можем оторвать глаз, в витражное окно, на творение великого мастера; слушать, как мы слушаем великую музыку, которая намного превосходит нас и потому обнимает, охватывает нас и делает нас глубже, шире, приобщает нас к богатству мира, иначе оставшемуся бы для нас чуждым.

Все это созерцательный подход. Как это важно для человеческих отношений, как бесконечно важно для устойчивости наших собственных мыслей и нашего внутреннего «я». Если мы приобретем такой подход, то ничто не поколеблет нашу жизнь, не ворвется в нее; все будет возникать перед нами, как дар Божий нам, чтобы мы увидели и поняли; все — человек или ситуация — будет тем, по отношению к чему мы можем быть действием Божиим, если только научимся смотреть так, чтобы видеть, и слушать так, чтобы слышать и понимать.

Есть места в Писании, где в какой-то момент Бог говорит со мной лично. Есть другие места, которые несущественны для меня в данный момент, и это вполне естественно. Подумайте о том, как возникли Евангелия. Христос говорил иногда с одним человеком или с двумя, гораздо чаще с небольшой группой или с толпой людей. Один человек задавал вопрос, и Он говорил с этим человеком. Кто-то в толпе разделял интерес к теме; ответ Христа был обращен и к ним. Большее число людей смутно понимали, о чем вообще идет речь; они слушали и сохраняли то, что могли извлечь из слов Христа, оно должно было принести плоды позже.

Но многие пожимали плечами (именно так говорится в Писании) и говорили: “Не понимаем, о чем Он говорит, что Он имеет в виду?” То, что Он говорил, было выше их, вне сферы их опыта и понимания. То же самое с нами. Когда мы читаем отрывок из Писания, может оказаться, что в этот момент Господь обращается к нам лично; в других случаях я случайно слышу, что Он говорил другому человеку, чьи переживания или опыт так мне близки, что Его слова делаются мне понятны, отвечают на вопрос, который я не задал, но который во мне был. А порой Он обращается не ко мне, и я должен быть готов жить бесконечным богатством уже данным мне, без новых и вечно обновляющихся откровений».

Изучайте Священное Писание, вдумывайтесь, вчитывайтесь, потому что в этих словах открывается Бог. По словам Священного Писания человек может, как по ниточке, выйти из лабиринта лжи, пустоты, бессмыслицы и прийти к глубокой, полноценной открывшейся для души истине. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова



error: Контент защищен !!